Рада не стала даже рассматривать законопроект о «вычеркивании кандидатов»
Пленарное заседание Верховной Рады 28 января запомнилось двумя попытками народных депутатов демонстративно проигнорировать Конституцию Украины. Одна оказалось удачной, вторая – нет.
В первой половине дня парламентарии обходным путем решали судьбу внесения изменений в Основной закон. Речь все о том же пресловутом особом статусе Донбасса или, кому как выгоднее их называть, – особенностях осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
Как известно, решить вопрос о внесении соответствующих поправок в КУ депутаты должны были бы до конца текущей сессии. В случае, если бы 300 голосов не нашлось, вернуться к его рассмотрению можно было бы только через год (ст. 158 КУ). Если бы он просто не был рассмотрен – процедуру пришлось бы начинать с самого начала, и раньше осени о конституционной реформе (как якобы неотъемлемой части «минского плана») пришлось бы забыть.
С одной стороны, президент столько раз обещал западным партнерам конституционную реформу (а те требовали ее провести еще чаще), что такой провал неминуемо обернулся бы внешнеполитическими неприятностями. С другой, конституционные изменения остаются единственным козырем Петра Порошенко в переговорах с ЕС и США. Ведь как только они будут приняты, интерес с их стороны к Украине и к самому Порошенко упадет окончательно, и проблемы Донбасса станут внутренними проблемами нашей страны.
300 голосов в поддержку «особенностей местного самоуправления», тем не менее, в парламенте все равно нет – но открыто признавать этот шаг президенту также невыгодно, хотя бы из соображений престижа. И чтобы как-то выйти из столь щекотливого положения, Банковая решилась на нестандартный, но весьма сомнительный с точки зрения права ход. Нардепы сначала подали обращение в Конституционный суд с просьбой объяснить, обязана ли Рада принимать изменения в КУ на сессии, следующей после первого голосования за их проведение (состоялось, как все помнят, 31 августа), либо на любой другой следующей сессии. Хотя, казалось бы, ст. 155 КУ совершенно четко говорит о «наступній черговій сесії», и уточнять значение этих слов – совершенная казуистика.
Чтобы подстраховаться, 28 января депутаты приняли изменения в регламент Верховной Рады, которыми позволили себе вернуться к рассмотрению конституционной реформы на следующей сессии (она начнется уже 2 февраля). «За» проголосовали 229 депутатов: РПЛ и «Самопомощь» демонстративно голосовали против, а недостающие голоса нашлись у… «Оппоблока». В общем, под куполом, как в прежние времена, ощутимо запахло «широкой коалицией» и «зрадой». Характерно, что Порошенко подписал принятые изменения в регламент в тот же день – случай крайне редкой оперативности главы государства. А фракция «Самопомощь» уже заявила, что обжалует изменения в Конституционном суде.
На вечернем заседании депутатам предстояло выдержать еще один экзамен на понимание основ права, да и просто элементарной политической порядочности. Речь о законопроекте № 3700. Суть его в том, чтобы наделить политические партии правом менять свои избирательные списки уже после проведения голосования. Избранных депутатов это бы не коснулось, зато претендентов на попадание в Раду по спискам поставило в полную зависимость от партийных вождей. Тем более, что законопроект предусматривал принцип обратной силы: его действие распространялось и на выборы 2014 года.
Что это значило бы на практике, понять несложно. Избранные по пропорциональной системе депутаты в силу различных причин лишаются своих мандатов: кто-то переходит на работу в органы исполнительной власти, кто-то умирает, кто-то слагает полномочия. В нынешнем составе Рады таковых насчитывается уже 21 человек – и лишь двое из выбывших были мажоритарщиками. На место выбывших в парламент попадают следующие номера предвыборного партийного списка. И в этом моменте просматривается широчайшее поле для политических манипуляций, сведения счетов и обычной коррупции. Партийные съезды (читай – лидеры партий) получили бы возможность манипулировать списками на свой выбор, будь законопроект 3700 принят. Кстати, любопытно, что его соавторами значатся не просто представители всех пяти фракций коалиции, но и лидеры этих фракций.
При этом источники в самом парламенте утверждают, что наиболее заинтересованы в принятии законопроекта 3700 во фракции БПП. Ведь следующий по списку кандидат на попадание в Раду – Андрей Богдан, не кто иной, как адвокат… Геннадия Корбана.
С точки зрения права законопроект, конечно, абсурден, так как полностью игнорирует волю избирателей. На это, в частности, четко указало и главное научно-экспертное управление Аппарата ВР: «Виборець під час голосування підтримує весь список кандидатів від політичної партії саме у тому вигляді, як він був зареєстрований у Центральній виборчій комісії. При цьому як персональний склад, так і черговість включення кандидатів до списку безпосередньо впливають на волевиявлення виборця під час голосування. Отже, в разі подолання певним виборчим списком виборчого бар’єру і участі кандидатів, включених до цього списку, у розподілі депутатських мандатів є всі підстави вважати, що виборці схвалили й підтримали цей список саме у тому вигляді, який він мав на момент голосування. Тому після оголошення результатів виборів політична партія не може на власний розсуд вносити зміни до списку кандидатів, який було підтримано виборцями під час голосування, оскільки це означатиме, що партія фактично змінює рішення, прийняте виборцями».
Но даже попытка включить данный законопроект в повестку дня неизменно наталкивается на противодействие депутатов. Первый раз 3700 «прокатили» еще 23 декабря минувшего года («за» — 186 голосов). Три неудачных попытки пришлись на 26 января (максимум 201 голос). А 28-го Владимир Гройсман предпринял аж 9 (девять!) попыток протолкнуть законопроект – но больше 225 голосов собрать даже за само его включение в повестку дня не удалось. В итоге из зала стали раздаваться возмущенные крики депутатов: «Сколько можно? Это уже издевательство!»
Любопытно, что наибольшее беспокойство по поводу данного провала выказывал Олег Ляшко. Лидер фракции собственного имени активно жестикулировал и бегал по залу.
В какой-то момент он даже ворвался в правительственную ложу, откуда принялся кому-то звонить по телефону правительственной связи…
Впрочем, не исключено, что законопроект о «вседозволенности партийных лидеров» попробуют внести в Раду еще не один раз.