В фокусе иноСМИ — переговоры с Россией по вопросу Донбасса, и как живется Крыму в России
Главным информационным поводом для обсуждения Украины в мировых СМИ стала калининградская встреча американских и российских политиков. О чем они говорили, так и останется за сценой, но вот поле для догадок этот разговор дал обширное. Hubs собрал и процитировал наиболее интересные выводы аналитиков, а также подсмотрел за жизнью крымчан глазами корреспондента британской газеты The Guardian.
«Путин, отпусти Донбасс домой!»
Россия не прочь вернуть оккупированный Донбасс, который обходится ей слишком дорого. Вот только сделать это Кремль готов лишь на своих условиях. Об этом в польском издании Gazeta Wyborcza пишет Вацлав Радзивинович. Информационным поводом для таких выводов стала калининградская встреча помощницы Госсекретаря США по делам Европы Виктории Нуланд и советника Президента России Владислава Суркова.
Информации о встрече очень мало, поэтому автор анализировал то, что доступно из открытых источников. Например, сам факт встречи Вацлав Радзивинович объяснил изменением позиции России в войне против Украины. «Россия до сих пор игнорировала Нуланд, называя ее «автором украинского Майдана». Кремлевские телеканалы показывали ее как американку, раздающую протестующим в Киеве печенье, чтобы склонить их к антироссийским настроениям», — пишет автор.
В статье для Wyborcza обратили внимание даже на время, когда состоялась встреча. Тот факт, что Нуланд и Сурков встретились в 6 часов вечера, по мнению Радзивиновича, говорит о серьезных переговорах, а не об обмене колкостями.
«Москва рассчитывает на то, что Президент Барак Обама, который в скором времени покинет Белый дом, захочет оставить преемнику наследие в виде завершения конфликта в Украине», — пишет Gazeta Wyborcza. Одним из сигналов об окончании конфронтации со стороны России Вацлав Радзивинович называет недавнее назначение нового представителя России в трехсторонней группе по разрешению конфликта на Донбассе Бориса Грызлова. «Грызлов – бывший спикер Государственной Думы России и член Совета безопасности России, близкий к Владимиру Путину. В российской политике назначение приближенного к президенту человека на такую должность означает, что Москва действительно хочет разрешить кризис», — пишет Вацлав Радзивинович.
Серьезно воспринимают намерения Москвы и США. Автор подтверждает такую догадку тем, что после калининградской встречи координатор Госдепартамента США во вопросам санкций Дэниел Фрайд заявил, что санкции, наложенные на Россию, за исключение крымских, могут быть сняты уже в этом году.
Главной проблемой диалога Радзивинович называет полное отсутствие доверия между Киевом и Москвой.
Тем временем решают судьбу Украины
Американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor тоже взялась оценивать шансы возвращения Донбасса в Украину. Только основой для анализа на этот раз стала не встреча американских и российских политиков, а заявление представителя так называемой ДНР Дениса Пушилина. Он заявил, что его сторона открыта для компромисса по вопросу проведения местных выборов на Донбассе – ключевого момента в выполнении Минских соглашений.
Несмотря на другой информационный повод, и в этом материале авторы не забыли упомянуть о калининградской встрече Нуланд и Суркова. «Некоторые источники считают, что Донбасс формально будет частью Украины, но со специальным статусом, который позволит ему осуществлять свою внешнюю политику. Другие предполагают, что Россия отдаст Украине контроль над границей с территориями сепаратистов», — теряются аналитики агентства в догадках.
Как и в польском материале, аналитики серьезно отнеслись к назначению Бориса Грызлова в трехстороннюю группу по урегулированию конфликта на Донбассе. Важным фактором, который толкает Россию к переговорам по разрешению украинской проблемы, по мнению агентства Stratfor, является удручающее состояние российской экономики. «Ситуация с российской экономикой способствует усилению дипломатических связей с США, особенно с учетом того, что Германия и Италия хотят положить конец конфликту у восточных границ Европейского Союза и снять санкции, навредившие их экономикам», — считают аналитики Stratfor.
Под конец материала авторы вспомнили, что должны были писать об Украине, а анализируют пока только заявления сепаратистов, настроения в ЕС, США и России. Впрочем, лучше бы не вспоминали: «Киев разделен на пророссийски настроенных сторонников сепаратизма и радикально правые националистические группы. Украинское правительство слабое и если продолжит в том же духе, то рискует провалиться», — выдают довольно странную оценку в агентстве Stratfor. Дальше — снова большая политика и на этот раз Минские соглашения становятся предметом торга ради военного сотрудничества в Сирии.
Из России — с большой любовью
Еще два года назад некоторые крымчане были счастливы распрощаться с Украиной и сжечь все мосты, но роман Симферополя с Москвой закончился не самым удачным браком. Ему не хватает внимания и ласки. Именно такой главный посыл материала британской газеты The Guardian.
«Мало кто из тех, кто изначально поддерживал аннексию Крыма, хочет что-то изменить, но появилось всеобщее осознание, что российская власть не стала панацеей от всех бед, как ожидалось», — описывает настроения на полуострове симферопольский корреспондент The Guardian.
Многие, по оценке журналистов британской газеты, раздражены самопровозглашенным премьер-министром Крыма Сергеем Аксеновым, который в прошлом был связан с преступными группами. Впрочем, как и отмечает The Guardian, сам Аксенов эти слухи не отрицал.
«В прошлом Аксенов был радикальным русским националистом. Москва выбрала его, чтобы поднять в Крыму народное восстание, создать предлог для аннексии. За это он и был вознагражден должностью», — пишет корреспондент британского издания. А вот времена для его «правления» выпали нелегкие: Крым после взрыва украинскими активистами энергосетей погружен во тьму. «Крымчане ужинают при свечах, заводы закрыты, и даже светофоры несколько дней не работали», — добавляет журналист.
The Guardian пишет, что согласно новому социсследованию, у Аксенова — до сих пор высокий рейтинг доверия среди крымчан, но даже самые убежденные и пророссийски настроенные оптимисты признают, что что-то пошло не так. Тем не менее, многие, осознавая это, еще больше отворачиваются от Украины: «Для многих торговая и энергетическая блокада только усилила неприязнь к Украине. Они не жалеют о разрыве с Украиной», — пишет The Guardian.