Жители Харькова - о сепаратизме, Майдане и будущем.
Фотокорреспондент Hubs Алексей Макульский побывал в Харькове накануне сепаратистских митингов и захвата областной госадминистрации и пообщался с прохожими на улицах города
Алексей, 18 лет, абитуриент, хочет учиться на механико-математическом факультете Харьковского университета имени Каразина.
Я родился и вырос в Харькове. Это спокойный и уютный город, здесь хорошо. То, что сейчас происходит – это информационная война, и мне очень грустно, что люди ссорятся между собой только из-за того, что смотрят разные телеканалы. Чтобы делать какие-то выводы, полезно иногда выключать телевизор и общаться с людьми.
Я понимаю, что произошло в Киеве – народ восстал против власти и на то были причины. Мне очень жалко погибших людей, но милиционеров мне тоже жаль – у них был приказ, и они его просто выполняли. Очень грустно, что все так получилось. Конечно, Владимир Путин посчитал, что если президента нет, то страна обезглавлена и ее легко можно захватить. Но ситуация в Крыму отличается от харьковской. У меня много знакомых на полуострове и некоторые из них действительно хотят в Россию.
В Харькове такой сценарий невозможен – здесь никто не хочет в совок. Харьковчане пошлют русских сепаратистов, если они начнут пытаться повторить крымскую ситуацию здесь. Буду ли я воевать ? Не знаю – я не умею. Но свое будущее я вижу в Украине, не хочу, чтобы мы стали частью России.
Я — за европейский путь, хотя понимаю, что к нам там первое время будут относиться как ко второсортной стране, нам предстоит сложный путь. Главное, чтобы власть прислушивалась к народу и не произошло того же, что было с Януковичем.
Денис Коин, художник, стрит-арт, 30 лет
У Харькова, как у любого города, есть центр и периферия. Люди, которые живут в центре, все прекрасно понимают. Периферию наша местная власть пытается задобрить всякими праздниками «квасными», елкой за 3 млн гривен. На эти деньги можно содержать 50 кружков детского творчества, но никому это не нужно. В итоге в семьях растут титушки. Но это все и нужно нашему гепарду Кернесу – герпесу на лице города Харькова. Умные люди все понимают, поэтому я даже не буду комментировать все, что сейчас происходит, устал от этого.
Ольга, предприниматель, 46 лет, врач по образованию, частный предприниматель
Я, честно сказать, не очень хорошо разбираюсь в политике, но агрессия Путина в отношении Украины меня возмущает. Он очень не прав. Уже сейчас понятно, что мы будем болезненно разбегаться с Россией, но еще хуже чувствовать эту агрессию. Харьков не хочет быть частью России, но отстаивать Украину большого желания я тоже не вижу. Огорчает то, что видишь по телевизору, и что многие люди не понимают, что действительно происходит – почему люди выходят на Майдан, что было причиной этому? Нас пугают бандеровцами здесь, а их никто не видел. Я не знаю, что там дальше будет. Хочется верить, что мы все станем более сильными, стабильными и любящими Украину.
Сергей , инженер, 32 года. Работает в IT-сфере, живет в Харькове 10 лет.
Сейчас я аполитичен и не в восторге от того, что происходит в Харькове. Мне кажется, что в большей своей части Харьков против всех этих событий – сепаратизма, русской весны. Я теперь презираю Путина, хотя раньше считал его сильным лидером. В то же время, если бы не Путин, объединились бы так люди?Посмотрите, что народ делает для армии – мои знакомые возят военным еду и одежду.
Я понимаю людей, которые стояли на Майдане. В Киеве произошло то, что должно было случиться, учитывая то, как долго власть издевалась над людьми. Никто, конечно, не ожидал, что все так закончится. Есть надежда что что–то изменится. Хотелось бы внедрения антикоррупционных стандартов Европейского Союза. Может быть, после этого будут воровать меньше.
Сергей Николаевич, пенсионер, 61 год.
Настроение у меня прекрасное, хотя к действиям России я отношусь очень негативно. У нас другая страна – пусть идут к себе и наводят порядок у себя. У них там что, все хорошо? Я сомневаюсь. Я Майдан тоже не поддерживал – считаю, что просто стоять там было глупым занятием. Всех на поля — картошку сажать, весна же пришла. Не знаю, что дальше, но в будущем все равно будет у нас единая страна. И мы друг друга спасем.
Сергей, безработный, сидит на лавочке с бабушками
Я особо никуда не выезжаю за пределы этой лавочки у себя под домом. Все новости черпаю или из телевизора, или от своих соседок. Мое мнение, личные соображения – власть в Киеве захватила вооруженная банда, которую готовили несколько лет. Так просто захватывать административные здания вряд ли возможно – это все было спланировано. Я вот собираюсь на президентские выборы, но все равно не понимаю, как можно вернуться к легитимной власти в этой истории. По поводу российской агрессии – я не хочу, чтобы на улицах моего города ходили вооруженные люди из другого государства, но если это — единственная возможность уберечь нас от «Правого сектора», то что делать. И вообще – я хочу жить в Советском Союзе.
Анаида, пенсионерка.
Я очень переживаю за молодежь — у нее нет перспектив, вот у меня у знакомой внук уже год не может устроиться на работу. У меня маленькая пенсия, но она есть. А у вас вообще может не быть. Я не боюсь сепаратизма в Харькове, но только молодое поколение может исправить ситуацию. Я не верю, что у России что-то получится в Харькове. Я родилась в Украине, это моя Родина, как я могу говорить о чем-то другом? Мой дедушка здесь с 1905 года. Харьков Россия не сможет забрать – он многонациональный и здесь многие любят Украину. Чего хочет Путин? Помочь нам? Спасибо – не нужно нам помогать, мы сами со всем справимся.