Сервис-агрегатор онлайн-заказов еды демонстрирует 20%-ный ежемесячный рост
Рынок
В последние годы рынок онлайн-заказов еды на дом или в офис показывает устойчивые темпы роста, несмотря на общую стагнацию ресторанного рынка Украины. За 2015 год объем классического ресторанного рынка в долларовом исчислении сократился на 50%, чего не скажешь о сервисах онлайн-заказов. Так, сервис eda.ua, являющийся одним из лидеров сегмента, увеличил число заказов в пять раз за это же время.
По словам генерального директора онлайн-сервиса eda.ua Евгения Казанцева, ежемесячно компания демонстрирует 20%-ный прирост числа заказов. Рост может быть и значительнее, но проблема в эффекте новизны: многие украинцы пока ещё больше доверяют собственным службам доставки ресторанов. Тем не менее, агрегаторы играют всё более значимую роль, своей деятельностью перераспределяя силы на ресторанном рынке страны.
Увеличивается также и средний чек онлайн-стартапов. Если в 2014 году один пользователь в среднем заказывал на 200-250 грн, то в 2015 средняя сумма заказа увеличилась до 300-320 грн. В регионах, как правило, средний чек на 15-25% ниже, чем в Киеве. Несмотря на то, что на размер среднего чека повлияло подорожание блюд в ресторанах, в eda.ua утверждают, что также увеличилось количество позиций, в среднем приходящихся на один заказ.
В рейтинге заказываемых блюд особенных изменений нет: лидируют пицца и суши, остальные участники пока лишь сезонно меняются местами. По данным агрегаторов, появляется спрос на блюда новых кухонь: украинцы распробовали острую мексиканскую кухню и всё чаще заказывают тако, буррито и кесадилью. Уверенно держит позиции азиатская кухня (лапша и рис с наполнителями), также растет популярность бургеров.
Перспективы
Привычка заказывать еду напрямую в ресторанах является крупнейшей проблемой и наибольшим вызовом для сервисов-агрегаторов. Если маркетинговые усилия по привлечению такого клиента успешны, то пользователь остается с сервисом и начинает экспериментировать с кухнями, ресторанами и блюдами. Для более массового охвата в стартапе решили не ограничиваться онлайн-активностями, а выйти в оффлайн.
К тому же потенциальных клиентов, в силу неразвитости рынка, приходится обучать, спокойно и последовательно отвечая на его вопросы. В первую очередь приходится рассказывать, что сам сервис не зарабатывает на наценке. По словам команды eda.ua, это – самый сложный момент: доказать, что речь идет не о «бесплатном сыре».
На самом деле сервис берет комиссию с ресторана после оформления реального заказа еды. Также клиенту необходимо объяснить, что пользоваться единым сервисом удобно и экономно. Не меньшее количество проблем возникает и с самими ресторанами: каждому партнеру, — рассказывает Евгений Казанцев, — приходилось объяснять бизнес-модель, четко объяснять, что к чему.
Приходится команде также разрабатывать индивидуальные решения. Так случилось, например, с популярным баром «Гадкий койот». Рассказывает Евгений Казанцев: «Расширяя географию нашего присутствия в пределах столицы, есть ряд заведений, где появилась возможность с помощью планшета со встроенным приложением eda.ua заказать быструю доставку. Например, не так давно мы начали сотрудничество с баром «Гадкий койот». Как известно, у заведения нет своей кухни, и оно специализируется только на алкогольных напитках. Мы решили эту проблему. Теперь, сказав официанту, что вы голодны, вам дают планшет для заказа еды с выбором кухни: пицца, суши, азиатская еда и т. д.»
Сложности не останавливают команду проекта: на первое полугодие запланирован ряд серьезных активностей, среди которых – увеличение числа партнерских ресторанов до 1000, подключение к сервису четырех новых городов (названия пока держатся в секрете), а также – обновление стартовой страницы сервиса, улучшение пользовательского опыта.
Инвестиции
Средства на создание и развитие проект eda.ua получил от инвестиционной компании Chernovetsky Investment Group. Как вспоминает Евгений Казанцев, он проанализировал зарубежный опыт, изучил украинский рынок и учел особенности отечественного менталитета, после чего разработал детализированный бизнес-план. Успешная защита плана позволила привлечь средства на создание и развитие проекта.
В инвестиционной компании сотрудничеством довольны, в проект продолжают верить. Как рассказал Hubs управляющий партнер Chernovetskyi Investment Group Владимир Кривко, компании удалось очень вовремя уловить тренд, который получил серьезное развитие.
«Мы постоянно анализируем рынок и видим, что в Украине появляются новые агрегаторы, но из-за того, что им трудно конкурировать с двумя сильными игроками, они сравнительно быстро закрываются. Это, в первую очередь, связано с той планкой, которую держат лидеры, угнаться за которыми очень сложно. Да и требования у современных потребителей намного выше, чем еще 2 года назад. Клиенты хотят высочайшего сервиса за разумные деньги, а такое может предложить только сильный и эффективный проект. Сегодня я со 100% уверенностью могу сказать: проинвестированный нами проект eda.ua таковым и является, что не может не радовать нас как инвестора, — рассказывает Владимир Кривко.
Конкурентов инвесторы и создатели проекта не боятся. Скорее, ждут новых конкурентов и их новых решений.
«Место для конкуренции на рынке есть всегда, это золотое правило, каждый имеет право на жизнь и свое место под солнцем. Без сомнений, проекты будут появляться и исчезать, но лично я вижу в этом только позитив. Это эволюция, в процессе которой формируется такой молодой для Украины рынок. Я думаю, что новый игрок на нашем рынке может набрать популярность и побороться за свою долю, только если привлечет большие инвестиции (речь идет о нескольких миллионах долларов) и предложит нечто новое и востребованное для своего клиента», — говорит управляющий партнер Chernovetskyi Investment Group.
В инвестиционной компании смогли выделить ряд моментов, которые являются неоспоримыми выгодами проекта, и поделились с читателями Hubs.
«Если Вы спросите, как стать лидером, я отвечу просто: нужно всегда идти в ногу со временем, а в отдельных моментах и опережать его. Лидером стать сложно, но лидером быть – еще сложнее, поскольку удержание самого лидерства требует небывалых усилий и сильной команды профессионалов.
В первую очередь сервис заказа еды с доставкой должен быть доступным везде и всегда. Речь идет о мобильных приложениях, с помощью которых процесс заказа и доставки упрощается и становится в разы быстрее.
Второе, это персонифицирование контента. Сегодня мы понимаем, что для движения вперед одного «личного кабинета» мало. Сервис должен быть умным, т. е.: распознавать клиентов, их вкусы и предпочтения, формировать предложения, сопоставляя все это с привычками, образом жизни, физиологическим состоянием, событиями в жизни каждого отдельного человека.
И третье, это, конечно же, правильная маркетинговая стратегия с адекватными рынку рекламными бюджетами. В условиях украинского рынка, где направление онлайн-заказа еды только набирает обороты, очень важно не просто продвигать сервис как бренд, а вкладывать ресурсы в образование потребителей. Основная задача — донести до людей, что заказ еды с доставкой из ресторана – это сервис не только для обеспеченных людей, но и для каждого украинца», — говорит Владимир Кривко.
Ранее Hubs начал публикацию серии материалов о стартапе в сфере «уличной еды» — «Томато пицца на дровах».