Танго вдвоем

Супруги Котельницкие зарабатывают на крупнейшем в СНГ фестивале аргентинского танго.

Сфера деятельности: фестиваль аргентинского танго

Дата старта: 5 января 2010 года

Первые инвестиции: 5000 гривен

Годовой оборот: 500 000 гривен

Официальный сайт: http://www.tangoremolino.org/

Основатель: Александра и Глеб Котельницкие

Возраст: 30 лет

Образование: высшее, экономист, КПИ

В бизнесе: 4 года

С чего все начиналось?

В 22 года я решила заняться танцами. Так как я не занималась танцами до этого, глупо было начинать с чего-то серьезного – балета, например. Друзья посоветовали одну танго-школу в Киеве. Я пошла и мне сразу понравилось. Там же познакомилась с будущим мужем.

Особенность танго в том, что вам не нужно соперничать с кем-то. Каждый танцует и развивается в своем ритме в зависимости от того, чего он хочет: просто наслаждаться процессом, выступать с шоу или преподавать.

У меня — красный диплом экономиста в КПИ, но на мое образование больше повлияла школа, чем университет. Пять лет подряд я по три месяца работала в детском лагере «Каштан» под Киевом. Навыки, приобретенные там, очень помогают в работе. Организовать 30 детей и 600 гостей – примерно одно и то же. Если абстрагироваться от слова танго, то я просто — организатор досуга для гостей или организатор дискотеки, хотя звучит это странно. Люди приезжают, чтобы отдохнуть, потанцевать, а моя задача – сделать так, чтобы им захотелось вернуться. Несмотря ни на что, фестиваль должен быть праздником. Нам помогает, что львовский мы делаем на праздники (проходит в новогодние дни — Hubs).

Два года мы с мужем проводили локальные мероприятия в Киеве. На самом большом было 100-120 человек, из которых один или два — приезжих. Когда переехали во Львов, поняли, что хотим, чтобы к нам приезжали наши друзья. Мы поняли, что хотим танцевать танго там, где живем. Фестиваль мы делали в первую очередь для себя и для друзей. Это сейчас он уже стал масштабным событием в СНГ.

1422612_755345644481958_195539678_n

Александра Котельницкая занимается танцами последние несколько лет. Это не помешало ей организовать фестиваль с 800 участниками
Фото Евгений Яремчук

Львов – отличный туристический город. Зимой он особенно привлекателен для того, чтобы организовать фестиваль. В любом другом украинском месте его делать было бы неосторожно и даже глупо.

Первый фестиваль

Первый «DJ-фестиваль Танго Ремолино 2014» прошел во Львове 5 января 2010 года в зале парковой зоны «Романтик». Там очень тяжело было сделать приличное мероприятие. Тот день был очень сложным. Мы не знали, как все пройдет. Мы максимально подготовились, но не смогли предугадать, что будет очень холодная зима, что в здании, где тренируются и танцуют маленькие детки, не будет отопления.

Приехали все, кого мы пригласили – 150 человек. Основную часть гостей составили именно приезжие. Местных в первый раз было немного. Многие до сих пор вспоминают тот фестиваль как самый лучший. Хотя он был самый холодный и сырой.

В тот момент мы не рассматривали фестиваль как возможность для бизнеса. В прошлом году к нам приехали 900 человек. Если честно, я знаю только 30% всех участников. Это уже друзья друзей через друзей. По меркам нашего мира, 900 человек — это крупный фестиваль. В СНГ — самый крупный. По масштабам есть такие же в Турции и в Европе.

Деньги

Стартового капитала на первом фестивале почти не было. Мы напечатали флаеры на тысячу гривен. Диджеи сами себе купили билеты и приехали. Исключение – декорации. На них мы потратили три с половиной тысячи гривен, потому что делали подвесные конструкции из ангелов, на столах была красивые зимние композиции. Внесли предоплату зала и арендовали оборудование.

Мы зарабатываем на входе. Цена за ночную милонгу была 110 гривен. Некоторые дневные тоже платные – 30 гривен. Поэтому для нас очень важно количество людей, которые приезжают на фестиваль.

Инвестициями можно считать поездки на другие фестивали. Это привлекает новых людей. На них я рассказываю об Украине и нашем фестивале. Самый действенный способ привлечь людей – сделать так, чтобы о тебе знали. Даже не через социальные сети. Просто разослать приглашения двум тысячам «друзей» в соцсетях – это спам, который почти никогда не работает.

Я езжу по фестивалям, диджею, общаюсь с людьми. Узнаю, моя ли это аудитория, и раздаю флаера. После того, как люди побывают один раз на фестивале, им уже не нужно заново рассказывать, что у нас хорошо. Они сами знают. После фестиваля вернутся домой, расскажут о тебе друзьям.

Команда

Официально мы делаем фестиваль вдвоем с мужем. Есть несколько человек, которые работают с нами на фрилансе. В организации нам также помогают родители, трансфером занимается подруга. Бар полностью обеспечивают Холдинг эмоций «!FEST»(сеть ресторанов львовского бизнесмена Андрея Худо –Hubs). Работаем с ними второй год. Это единственная компания во Львове, которая работает в зимние праздники. Кроме бара, эта же компания — Just Lviv it! — делает экскурсии для наших гостей.

Как это работает?

Я организовываю три фестиваля (два в Украине, один в России) и запускаю четвертый в новом месте. Если говорить о «Танго Ремолино», то мы уже думаем, что будем делать по-другому, выбираем даты, делаем выводы из прошлого фестиваля, работаем над флаерами. С апреля я поеду в Европу на фестивали и буду там раздавать флаеры. Регистрация на фестиваль начинается с сентября. Жилье бронируют уже в августе.
Диджеев ищу постоянно. Пока езжу по фестивалям, слушаю разных диджеев, потому что музыка на мероприятии очень важна. Обычно на танго-фестивалях главные звезды — это танцоры-маэстрос, которые приезжают с шоу и мастер-классами. Но на фестивале во Львове у нас уникальная концепция – мы позиционируем его как фестиваль танго ди-джеев. В результате на последний фестиваль мне нужно было найти 22 ди-джея — приходилось постоянно держать эту задачу в голове во время всех моих поездок.

1484083_10152136919285140_78770053_n

В этом году на фестиваль Remolino приехали около 900 человек
Фото Тарас Чабан

О танго фестивалях и танцорах в Украине и Европе

У нас молодое танго. В России — лет на пять старше. Если брать Францию, Италию, то средний возраст на 10 лет выше, потому что в Европе танго танцуют уже лет 25. У нас средний возраст танцоров — 30 лет. Европейские студенты не могут себе позволить к нам ездить, поэтому если они танцуют, то делают это в своих городах и мы с ним редко пересекаемся.

Все очень сильно зависит от преподавателя. Обычно молодой преподаватель притягивает таких же учеников. Есть исключения, но в основном эту тенденцию я наблюдаю по Украине.

Как сделать фестиваль лучше?

Приоритеты – собрать тусовку хороших танцоров и сделать вечеринку для клевых людей, потусоваться и так далее. Мы не можем себе позволить делать мероприятие не в рамках культуры аргентинского танго, потому что это — культура не украинская и не европейская. Когда на фестивале нет приоритета это наследие понять, перенять и развивать, мне становится очень грустно. Сделайте тусовку с громкой музыкой на пляже, но зачем при этом называть это фестивалем аргентинского танго? Есть некие рамки, которые диктует культура. Эти рамки не взяты с воздуха. Это — традиции, которые развивались годами.

Конкуренция очень высокая, много мероприятий, поэтому люди выбирают, куда поехать. Если фестиваль ежегодно собирает все меньше и меньше людей, значит его организаторы что-то делают не так.

На многих чужих мероприятиях я вижу какие-то значительные вещи, которые мне хотелось бы исправить. Напрямую рассказать организаторам об этом не всегда возможно, не со всеми я дружна, и даже друзья не всегда хорошо реагируют на подобные замечания. Поэтому я начала писать несколько статей о том, на что стоит обращать внимание. Надеюсь, когда я их опубликую, хоть кто-то прочитает и примет эту информацию к сведению.

Многие решения, которые помогли бы атмосфере, не требуют дополнительных капиталовложений. Просто нужно остановиться и один раз подумать: “На месте танцоров как бы мне было уютнее, приятнее, удобнее?” Часто пытаются скопировать не самые удачные форматы, не задумываясь о том, как могло бы быть. Мода — то, что мешает развиваться аргентинскому танго в Европе, потому что законодатели моды там не всегда делают лучше.

Очень помогает личное присутствие на традиционных милонгах в Буэнос-Айресе. Но есть коллеги, которые, даже съездив туда, делают все не так, как нужно. В прошлом году было много мероприятий, которые меня расстроили. Я начала писать статьи о том, как нужно выполнять расчеты по залу, воздуху и так далее.

Финансовый пузырь

Становится все больше и больше преподавателей, бюджеты фестивалей растут, организаторы платят деньги учителям, не планируя бюджет. Очень часто они просто выходят в ноль, а то и в минус. Соответственно, преподаватели продолжают просить такие гонорары у других организаторов. Если правильно посчитать, то нереально собрать такие деньги без спонсоров.

Возникает проблема – большой финансовый пузырь. В какой-то момент либо все разорятся в Европе и перестанут платить им такие деньги, либо преподаватели сами поймут, что за такие деньги их никто никуда привезти не сможет.

Хорошие преподаватели танго из Аргентины берут €250-300 за полуторачасовой урок; если есть личные договоренности и количество уроков, которые они проведут, начинается от шести. На самом деле они стоят намного больше, но обычно я плачу столько. Лучше меньше, но это уже было бы не так честно. Помимо уроков, организовываю концерт, где они выступают вместе с оркестром и дополнительно зарабатывают.

1549198_10151951526643533_1821717785_n

Первый фестиваль аргентинского танго Котельницкие организовали для друзей
Фото Agnieska Juzefovic

Плюсы и минусы бизнеса

Для меня это — хобби, которое стало профессиональной деятельностью. Оно приносит доход и делает счастливым большое количество людей. Каждый год появляется все больше и больше друзей. Это люди со всего мира. Я много путешествую. Это — один из плюсов. Мне не стыдно говорить, что я из Украины, потому что здесь хороший уровень танцоров и мероприятий.
Сезонность не так страшна. Даже в периоды затишья есть работа. В феврале и марте можно подготовить летние фестивали, начать регистрацию. А в апреле, мае у меня уже несколько поездок. В июне, июле – мой фестиваль. С августа уже бронируют отели и регистрируются на Ремолино. Есть куча подготовительной работы. Кажется, что у вас есть целый год, но время от одного фестиваля до другого летит очень быстро.

Из минусов. Я езжу на другие ивенты как организатор и это мне очень мешает проводить хорошо время. Я понимаю, как сделать хорошо и люблю, когда сделано хорошо. Люблю, чтобы меня ничего не раздражало. Если кому-то на фестивале плохо, то мне сложно абстрагироваться. Не могу быть лицом фестиваля и не углубляться в проблемы отдельных людей. Очень переживаю, когда что-то не получается. В таких ситуациях не получается думать в целом о фестивале, а не заниматься проблемами отдельных людей.

Планы

Сейчас мы делаем новый фестиваль в Ростове. У меня есть местный партнер — девушка-преподаватель школы Tango Farol Мария Гессе, которая уговорила меня это сделать. Она утверждает, что там тоже нужен региональный фестиваль. Она соберет танцоров с соседних регионов, которые никуда не выезжают, которым нужны уроки. Организовывать такой ивент лично мне сложно, потому что я не знаю ни места, ни людей.
Первый фестиваль – это всегда сложно. В финансовом плане мы ничего не ожидаем. Потом уже появляются цифры, на которые можно опираться во второй раз. Мой муж — программист, он работает в аналитике. Я по образованию — экономист. Это нам помогает рассчитывать риски, планировать бюджеты. Предварительная регистрация все равно не помогает спланировать все. В лучшем случае мы выйдем в ноль. Хочется провести хорошее мероприятие, и чтобы у каждого было ощущение праздника.

коментаря;

  1. Konstantin said:

    В Ростове-на-Дону уже 9 лет проводятся фестивали и семинары организованные танго клубом BaileVida, в Краснодаре тоже местные клубы организуют фестивали и семинары!

*

Top