Банк «Финансы и кредит» признан неплатежеспособным
Долгая и скучная история под названием «спасение банка «Финансы и кредит» подходит к концу. НБУ сегодня, 17 сентября, отнес банк к неплатежеспособным.
Банк работает с перебоями уже давно. НБУ включил его в список проблемных семь месяцев назад. Все это время «финики» задерживали платежи клиентов и не возвращали депозиты. Почему НБУ тянул с выводом его с рынка? «Мы очень долго работали над программой финансового оздоровления как с менеджментом этого банка, так и с его мажоритарным акционером Константином Жеваго», — косвенно отвечает на этот вопрос глава НБУ Валерия Гонтарева.
Очевидцы говорят, что Жеваго все эти семь месяцев чуть ли не ежедневно приезжал в НБУ. Встречался с Гонтаревой и топ-менеджментом регулятора. Зачем? «Акционер исполнял все рекомендации Национального банка по поводу финансового оздоровления», — цитируют в пресс-релизе НБУ Гонтареву.
Несмотря на довольно крупный размер, «Финансы и кредит» был скорее кэптивным банком. По данным НБУ, львиная доля его активов была связана с кредитованием бизнеса самого акционера. Следовательно, и спасти его мог только Жеваго. Нельзя сказать, что он не пытался. Скорее всего, просто не хватило денег.
НБУ с начала года выделил на спасение банка 1,5 млрд гривен: 700 млн в феврале и 750 млн в июне. Еще около 5 млрд гривен должен был насобирать Жеваго. Акционер дважды принимал решение об увеличении капитала. В итоге НБУ пришлось констатировать, что Жеваго не смог исполнить свои письменные обязательства относительно поддержки ликвидности и нормативов банка.
Жеваго не позавидуешь. У него есть все шансы нарваться на санкции, которые НБУ весной провел через парламент. Новое законодательство позволяет обратить взыскание на имущество собственника обанкротившегося банка. Залог богатства Жеваго — контрольный пакет публичной компании Ferrexpo. Ее акции торгуются на Лондонской фондовой бирже.