Путь к сердцу покупателя лежит через скидку
Путь к сердцу покупателя лежит через скидку

Супермаркеты отчитываются о росте товарооборота. На деле ситуация в ритейле очень плоха

Украинцы меньше покупают. По данным службы статистики, за первые пять месяцев 2015 года розничный товарооборот упал на 24,7%. Если сделать поправку на инфляцию, то ситуация выглядит очень грустно.

Розница упала сильнее, чем в прошлый кризис. За первые пять месяцев 2009 года розничный товарооборот снизился на 15,3%. Второе отличие: товарооборот падает второй год подряд. В прошлый раз продажи увеличились уже в 2010 году. Сейчас просвета не видно.

На первый взгляд, у продуктовых сетей все не так плохо. Больше всего упали продажи одежды и обуви, а не продуктов, — говорит глава Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. Большая часть одежного рынка — импорт. В первом квартале, по данным Госкомстата, он сильно упал: трикотажа ввезли на 43% меньше, одежды из других тканей — на 36%, обуви — на 42%.

Продуктовые сети, наоборот, докладывают о росте товарооборота. Hubs попросил цифры за пять месяцев, некоторые сети ответили. На 28% вырос оборот сети Varus (без учета новых магазинов), на 17% у — «Фуршета». «Велика кишеня» цифры не разглашает, но говорит о росте. В «Брусничке» средний чек вырос на 38%. На самом деле, цифры печальные. Прирост выручки ритейлеров ниже инфляции, за пять месяцев она достигла уже 50%. Получается, что выручка упала.

Покупатели стали намного чувствительнее к ценам. Они меньше тратят, гоняются за скидками и акционными товарами. «Спрос из сегмента «средний плюс», перешел в «средний» и «средний минус», — подтверждает информацию директор по маркетингу сети АТБ Анна Личман. — Стали популярнее товары в меньшей расфасовке».

До кризиса на акционные товары в корзине покупателя приходилось 10-15%, сейчас — около 25%. Независимый консультант по ритейлу Дмитрий Каширин (более 15 лет работал директором по закупкам сети «Велика кишеня») говорит, что среднее количество товарных позиций в чеках уменьшилось с 7,2 до 6-6,5. В «Фуршете» подтверждают падение продаж в натуральном выражении на 9%.

Из-за падения товарооборота в 2009 году с рынка ушли несколько торговых сетей: Rainford,»Окей», «Патэрсон», «Вестер». Из-за девальвации гривны они не смогли обслуживать долги. С большим трудом договорилась с кредиторами и поставщиками «Велика кишеня». «Караван» просрочил купонные выплаты по облигациям и в итоге перешел под контроль Александра Ярославского.

Таких скандалов в ритейле пока нет. Сети находят общий язык с кредиторами. Но повод для беспокойства есть. «Фоззи-фуд» (сеть супермаркетов «Сильпо») за 1 квартал 2015 года увеличила долги. Если на 31 декабря компания была должна банкам 1,65 млрд гривен, то на 1 апреля — уже 2,14 млрд гривен. Около 940 млн гривен на 31 декабря задолжала банкирам «Ритейл груп», управляющая компания сети «Велика кишеня» (компания не публиковала квартальный отчет). Если сравнить эти цифры с годовой выручкой, то у «Кишени» ситуация выглядит более сложной. Выручка сети в пять раз меньше, чем у «Сильпо», а долг — в два. По данным «Экономической правды», на май 2014-го компании Игоря Баленко, владельца «Фуршета», были должны банкам $160 млн. Только ЕБРР компании должны $40 млн.

«Розничный сектор — один из самых волатильных, поэтому если у заемщика было впритык средств, чтобы обслуживать долг, то на таком рынке, как сейчас, у таких компаний будут проблемы с выплатой долга», — говорит экс-инвестбанкир, занимавшийся до кризиса M&А сделками в ритейле. По его словам, ситуацию ухудшают и долги перед поставщиками. Здесь кроется еще одно отличие от прошлого кризиса: партнеры предпочитают договариваться тихо.

*

Top