Зампред ПУМБ Себастиан Рубай рекомендует 7 книг, которые ему помогли
«Цель», Элияху Голдратт
Моя любимая книга – «Цель» Элияху Голдратта. Это новелла-параллель об управлении бизнес-процессами, основанная на истории о путешествии бойскаутов. На примере ребят автор объясняет теорию ограничений. Что это значит в процессном менеджменте? Как процесс может быть подогнан под ограничения, чтобы стать ровным и беспрепятственным?Это всего около 150 страниц. Ее можно взять в самолет и проглотить за 2-3 часа, — так легко она читается. Суперкнига, где в понятных сравнениях показана бизнес-проблема, применимая к любой отрасли.Сам я прочитал «Цель» лет 10 назад, когда жил в Польше и переходил из финансовой аналитики в бизнес. «Цель» помогла мне понять процессы.
«The Toyota Way»,
Джеффри Лайкер
Вторая книга в моем списке – тоже о процессном менеджменте, универсальные рекомендации о бережливом (lean) менеджменте – как организовать его в организации и сделать процессы оптимальными. Книга о лидерстве, когда ты должен улучшать на ежедневной основе все процессы и конечный результат. Именно Тойота в этом преуспела. Они были одними из первых, кто начал говорить об оптимизации процессов.Об этой книге я слышал давно, когда работал с экс-сотрудниками GE Capital, первой организации в Польше, которая внедрила 6 Sigma и lean менеджмент. А прочел недавно, когда у нас в банковской группе был тренинг по 6 Sigma.
«От хорошего к великому», Джим Коллинз
Книга, которая поможет лучше понять поведение организации. Автор делает обобщения на основе многолетних исследований – серий интервью с крупными компаниями. На кейсах различных компаний тут разбирают критические факторы, которые поддерживают успех или, наоборот, поражение компании. Здесь вы найдете информацию о менеджменте и лидерстве, о том, как не потерять фокус, об инновациях и развитии.Эту книгу также рекомендует президент «Киевстар» Петр Чернышев, — Hubs.
«Управление жизненным циклом корпораций», Ицхак Адизес
Схож с Коллинзом, но смотрит на вопрос с другой точки зрения. В моем списке – его «Жизненные циклы». Книга описывает развитие компании в ее жизненном цикле — от молодости, когда все быстро и неструктурированно, и вплоть до упадка, как говорят, «бюрократии», этапа структурированности и страха идти на риск.Эта книга действительно помогла мне понять, почему настолько сложно людям из компаний на стадии роста перейти в организацию на этапе упадка. Им крайне сложно очутиться на диаметрально противоположном отрезке жизненного цикла – это другие ожидания от менеджмента, оценки рисков, принятия решения, скорости изменений. Думаю, подобное ощущают те, кто переходит сейчас работать из бизнеса в госсектор.Тут – и о наших ожиданиях к скорости изменений. В Украине управленческая государственная структура в целом – на этапе упадка в жизненном цикле. На этом этапе изменить организацию занимает 5-7 лет, настолько глубоко процессы укоренились в стиле управлении, в принятии решений. Поэтому интересно смотреть на ожидания общества, что правительство изменит государственную организацию за одну ночь.Желательная точка, где бы бизнес хотел выйти на плато, – ранняя зрелость, под конец этапа роста. Это последний период, где ты еще генерируешь новые идеи. Удерживаясь в этой точке, организация получает удачное сочетание свежего взгляда, инноваций и стабильной зрелости.Эту книгу также рекомендует первый зампред Приватбанка Олег Гороховский, — Hubs.
«Банк 2.0» и «Банк 3.0», Бретт Кинг
Банк 2.0 – книга о том, как поведение покупателей в банковском секторе меняется с технологическими изменениями, развитием мобильного банкинга, интернет-банкинга. Банк 3.0 – о следующем витке: на рынок выходит новое поколение, для которого банки уже более не место, куда ты идешь, а скорее что-то, что ты делаешь. Банк в понимании традиционной розничной сети уже не понимают и не нуждаются. Банки адаптируются под поведение покупателей, оставляют свой консерватизм в отделениях и идут туда, где люди активны. В социальные сети, например.Технологически в Украине мы сейчас в конце стадии 2.0 – пытаемся виртуализировать банковские привычки клиентов, предлагая им альтернативные каналы, обучая интернет-банкингу. В следующие годы будет интересно наблюдать за «ростом» населения. Польша была на этом этапе в 2000-х: первый интернет-банкинг там запустили в 1999. Сейчас банки задумываются, как привязать операции к социальным сетям. Не слышал, чтобы кто-то преуспел, но попытки есть.С другой стороны, я не уверен, что в Украине клиенты готовы даже к банку 2.0. Люди не доверяют банкам. А виртуализация 3.0 требует доверия – к интернету и к банковской системе. Только после этого все эти дополнительные функции будут востребованы клиентом.Как книга полезна в работе? Помогает осознать, что инновация должна быть в сердце любого действия, а каждый проект в банке должен основываться на ожиданиях клиента. Иногда приходится адаптировать процессы под покупательский опыт, даже если это противоречит духу бизнеса. Если не веришь, не знаешь как, все равно нужно толкать себя за пределы этих ограничений и найти решение, которое будет близко к опыту клиента. А иногда поведение покупателя нужно развивать. В общем, делай что угодно, чтобы быть ориентированным не на процесс, а на конечного потребителя.
«Эмоциональный интеллект», Дэниел Гоулман
Иногда нужен «маяк», стимул, чтобы обратить внимание на вещи, которые раньше оставались за кадром. Эта книга из разряда таких. Она о том, как мы можем преуспеть, основываясь на понимании внутренних эмоций, интеллекта человека. Тут сформулирована полезная мысль, что наиболее умный, лучший во времена молодости студент не обязательно будет успешен в зрелом возрасте. Такой человек часто психологически не готов вынести ответственность, исходит из своих имеющихся возможностей и поэтому не такой упорный в достижении цели. Он часто думает, что уже настолько хорош, что ему не требуется приложить усилие для успеха.Книга-наблюдение, она не дает прямых рекомендаций, а фокусирует нас на том, как мы взаимодействуем с людьми, как ведем себя даже по отношению к себе самому.
к