Айварас Абромавичус: С 1 января у нас будет новая налоговая система
Фото: 2011.therussiaforum.com

Министр экономики Айварас Абрамавичус дал развернутое интервью «Украинской правде». Hubs выбрал самое интересное

О причинах увольнения Саши Боровика

Конфронтационная позиция (Боровика – Hubs) по многим вопросам, по отношению ко многим людям. Скорее всего, у Саши было какое-то неудовлетворенное желание идти в политику, чего, в принципе, у меня и других членов команды совсем нет.

Он, конечно, человек с интересным прошлым, но в министерстве все-таки нужно пахать.

К сожалению, ничего (не сделал – Hubs). Это тоже было одной из причин, почему его пришлось уволить.

Я знал некоторые отрывки (об учебе Боровика в школе КГБ – Hubs). Обычно спрашиваю людей о том, есть ли у них какие-нибудь «скелеты в шкафу»

. Он точно не сказал, что там учился. Просто упомянул, что был некий летний лагерь, и когда он понял, чем там пахнет, что вербовать хотят, то сразу сбежал.

Конечно, мы ожидали, что при спецпроверке все выяснится. Но Саша так и не начал проходить спецпроверку. И про папу (который работал в КГБ Львовской области – УП) Саша не упоминал – о нем я узнал только в день ухода Саши, и это только придало уверенности моему решению.

О достижениях Минэкономики

Возьмем только наше министерство. Это и дерегуляция, и реструктуризация самого министерства, и госзакупки, и реформа госкомпаний. Впервые в Украине мы подготовили отчет «Топ-100 государственных компаний» – все параметры реформы управления госпредприятиями указаны в этом отчете.

— Госзакупки успешно переводим в электронную форму – к пилотному проекту по электронным закупкам уже присоединились министерства, КМДА, Львовский городской совет. Минообороны, например, уже решило проводить в электронном виде и более масштабные закупки, потому что средняя экономия – 12-20%. Мы до конца 2016 года хотим перевести все госзакупки в электронную форму и сэкономить до 10 млрд гривен.

— Дерегуляция. Изначально мы определили 171 «болевую точку» для бизнеса, сейчас осталось 130, которые и вошли в план по дерегуляции Кабинета Министров.

— Следующий шаг – регуляторная «гильотина» (система пересмотра и упрощения устаревших методов работы правительства – УП). Уже подготовлен операционный план.

— Компания «Укрэкоресурсы» – 300 млн гривен в год из компании забирали, ничего не утилизировали. Подаем новый закон по утилизации тары. По подсчетам, если сделать на чешской базе, это 10 тысяч рабочих мест и миллиард гривен инвестиции в переработку, сбор этих отходов, сортировка. И страна чистая, и еще добавочная стоимость.

— Отмена лицензий. Обязательный геологический мониторинг бурения отменили – 3 млрд гривен получили назад в сектор.

— Карантинные сертификаты сделали необязательными – это еще до 2 млрд гривен. Кто-то получал лицензию на выдачу карантинных сертификатов. Государство от этого не получало ничего, а при перевозке, грубо говоря, из Бориспольского в Вышгородский район зерна те просили 23 грн за 1 тонну.

— Убрали коррупцию с выдачей фитосанитарного сертификата в портах – это 2 млрд гривен.

В самом министерстве мы тоже не сидим на месте – объявили 30% сокращения и уже практически этого достигли. На данный момент 370 человек получили уведомления, а 225 уже сокращены. Свои обещания выполняем, и осенью будем сокращать еще 20%.

О налоговой реформе

Администрирование налогов упростили, сократив их с 22 до 11. Сейчас начали работу над глубокой налоговой реформой.

Это самая главная реформа для бизнеса. Все говорят: «Нет ее». Так послушайте, что говорит министр экономики и особенно министр финансов! До конца лета пройдет общественная дискуссия, в октябре будет голосование в Верховной Раде, а с 1 января у нас будет новая налоговая система. И не факт, что это будет окончательный вариант.

У нас в стране 14 тысяч регуляторных актов, 70 регуляторных агентств. Конечно, какие-то отмены спорны. Например, лицензирование туроператора. 50 на 50 – можно отменить, можно не отменять. Кто-то говорит: «А тогда люди не вернутся из-за границы, их кинут». Так и сейчас, бывает, не возвращаются, даже когда компании лицензированы. Каждая лицензия, каждый сертификат, каждое разрешение – это потерянное время для бизнеса и это коррупция. Поэтому, чем больше отменишь, тем лучше.

Для бизнеса самой важной будет налоговая реформа. И здесь Министерство финансов играет лидирующую роль.

Им помогают представители Министерства экономики в лице заместителя министра Макса Нефедова, а также Иван Миклош, который советует и мне, и министру финансов Наталье Яресько, и успешно провел эту реформу у себя дома в Словакии, когда страна проходила реформаторский период.

Здесь ожидания такие: летом будет проходить дальнейшее обсуждение этой реформы. Ожидал бы, что эта реформа будет business-friendly, что способствовало бы выходу бизнеса из тени.

О спецфонде для зарплат госслужащим

Могу сказать по секрету, что на прошлой неделе говорили об этом с европейцами. Идея жива.

На предпоследнем Национальном совете реформ обсуждалось создание фонда оплаты труда. Вообще-то, как для меня, так и для моих коллег – честь работать на государство в столь важное время.

Я не согласен, что мотивация осуществлять реформы исчезает потому, что не платят деньги. Это не так.

Как раз те, из прошлого, кто получал дополнительно в конвертах, они-то как раз и не делали реформ. У них зарплаты были нормальные. Кто-то воровал, кто-то зарабатывал на выделении квот на металлолом, или на запретах, или на снятии запретов. Дальше делились… Но разве они делали реформы?

У меня работают те, кто готов был работать бесплатно. Конечно, это не долгосрочный вариант решения проблемы.

Об инвестклимате

У нас падение ВВП 17,5%, у нас за последние два года перестали существовать 49 банков. Много денег застряло в банках, часть – потеряны, инфляция 60%, идет сумасшедшее обнищание народа, бизнес несет колоссальные убытки.

Но у нас индекс восприятия инвестклимата впервые за многие годы поднялся чуть-чуть выше.

Мы сейчас на самом дне. Соответственно, и инвестклимат у нас далек от привлекательного. Из этого я могу судить, что у бизнеса остаются упреки в адрес власти, но мы над этим работаем.

О проблемах на рынках

Мы – один из главных экспортеров зерна в мире. На внешних рынках создался неблагоприятный ценовой фон.

В мире имеем два года подряд рекордный урожай кукурузы. Цена на нее сейчас на 40% ниже, чем 21 месяц назад. Цена падает уже почти два года.

Есть проблемы на рынке стали. Украина до кризиса, до военного конфликта была седьмым самым большим производителем стали в мире. На данный момент она упала на десятое место.

Также, конечно, негативно влияет фактически полное закрытие российского рынка.

Россия и до этого конфликта была достаточно непредсказуемым торговым партнером. И многие другие партнеры – соседи России – тоже отошли от экспортирования своей продукции на тот рынок в связи с непредсказуемостью поведения таких институтов, как Роспотребнадзор.

В дальнейшем нашим предприятиям нужно все-таки постепенно переориентироваться на другие рынки, но исходя из сегодняшней ситуации, это нужно делать как можно скорее.

О стратегии развития экономики

Стратегия экономического развития страны будет разработана до конца июня.

При министерстве мы создали так называемую экономико-стратегическую группу, которую возглавляет Иван Миклош, мой советник по экономической политике. В свою группу он взял таких значимых экономистов нашей страны, как Глеб Вышлинский, Алена Билан и других. Перед ними задача поставлена.

Уже к концу июня ее разработают и мы будем готовы поделиться нашим видением экономического развития нашей страны.

Думаю, 100% направление определено – это интеграция с европейскими институтами.

Я бы сказал больше, наша цель в долгосрочной перспективе – стать частью европейского экономического сообщества, быть членом Европейского Союза.

О необходимости приватизации

Это такой же неоднозначный вопрос, как и либерализация рынка земли сельхозназначения. Продашь за 100, скажут: «Почему не за 200?», или «А я бы за 400 продал».

Из чего мы исходим, почему нужно приступать к приватизации? Очень сложно идет реструктуризация управления госпредприятиями. Есть сумасшедшая нехватка квалифицированных кадров, есть сумасшедшее давление на всех уровнях, чтобы ничего в этих компаниях не менялось. Потому что привыкли – сидят на схемах, почти во всех компаниях, эти компании работают не в интересах государства.

Мне в этом вопросе сейчас помогает бывший замминистра экономики Литвы по реформе госпредприятий. Когда они этим занялись, они за два года увеличили дивиденды от госкомпаний в 15 раз. В маленькой Литве, которая приватизировала почти все давным-давно, госкомпании выплачивают дивидендов больше, чем в Украине.

Что до списка, то мы его сделали, и Кабинет Министров его принял. Процессом приватизации будет заниматься, и всегда занимался Фонд госимущества. Игорь Билоус как раз из этой среды, бывший управляющий банка UBS, бывший управляющий «Ренессанса», это как раз его cup of tea. Он должен проделать весь процесс – с нашей помощью, с помощью комиссии по ценным бумагам, Министерства финансов.

Что мы можем сделать, когда макроэкономический спад, военные действия? Наша задача – максимальная открытость и прозрачность. В этом законе про объекты, которые не подлежат приватизации, на который не хватает голосов в парламенте, там как раз указано, что не допустим россиян к приватизации.

Кого мы хотим там видеть? Мы хотим видеть западных стратегических инвесторов с мировой репутацией и прозрачной структурой акционеров.

О сопротивляемости системы

Некоторые вещи, может, просто могли бы продвигаться быстрее. Тот же самый «Укрэкоресурс». Я же попросил всех коллег скорее принять это решение. Но то секретариат не хотел, то Минфин, то министр экологии. Это же не Яценюк, это 18 министров! Процесс переговорный.

Поэтому я со всеми прошелся, объяснил, какой позитивный всплеск будет для общественности, и в итоге  сумел убедить.

200 470 документов в прошлом году в министерстве. Сидишь и подписываешь.

Конечно, нужно менять регламент Кабмина, сделать какую-то упрощенную процедуру. Как в Канаде. В немецком правительстве я ходил с советником канцлера Германии по экономике, обсуждали, как все работает.

Повестка дня: они раз в неделю собираются, всего 8 вопросов максимум. У нас 53 вопроса, и еще 10 «с голоса». Большинство вещей должны решаться не на уровне Кабмина. Нужно делать децентрализацию и решать множество вещей на местных уровнях и на уровне министерств. То есть нужно больше полномочий.

 

 

 

 

*

Top