Депутаты поддержали президентский законопроект
Верховная Рада приняла в целом проект президентского закона о правовом режиме военного положения №2541, который поддержали 254 депутата.
Согласно законопроекта, при введении военного положения во всей стране или ее части военное командование вместе с военными администрациями получит право на такие меры правового режима военного положения:
- установление усиленной охраны важных объектов национальной экономики и введение особого режима их работы;
- введение трудовой повинности;
- принудительное отчуждение имущества (в том числе частного);
- запрет митингов и массовых мероприятий;
- поднятие вопроса о запрете политических партий, общественных объединений;
- регулирование работы телекоммуникационных, полиграфических предприятий, издательств, СМИ, телерадиоорганизаций, театров и других культурных заведений;
- установление особого режима в сфере производства и реализации лекарственных средств, которые имеют в своем составе наркотические и иные сильнодействующие вещества;
- эвакуацию населения, если возникает угроза жизни или здоровью людей, а также материальных и культурных ценностей, если возникает угроза их повреждения или уничтожения;
- отстранение от должностей руководителей любых предприятий и организаций, назначение вместо них исполняющих обязанности;
- принятие дополнительных мер по усилению защиты государственной тайны;
- интернирование (принудительное поселение) граждан иностранного государства, которое угрожает нападением, осуществляет агрессию против Украины.
Ранее отношения в зоне АТО регулировались решением Кабинета Министров Украины от 26 января о введении режима чрезвычайной ситуации в Донецкой и Луганской областях, согласно которому была повышена готовность к чрезвычайным ситуациям по всей стране.
«Военное положение» и «Чрезвычайна ситуация» — это разные термины.
И если разделить по категориям, то есть четыре возможных варианта:
1. Режим повседневного функционирования в системе гражданской защиты
2. Режим повышенной готовности
3. Режим чрезвычайной ситуации
4. Режим военного положения (чрезвычайное положение)
Разница между военным положением и чрезвычайной ситуацией заключается в механизме их внедрения.
Для того, чтобы ввести чрезвычайную ситуацию, необходимо именно решение Кабинета Министров Украины (ст. 14 Кодекса гражданской защиты). Для того, чтобы ввести военное положение, необходимо сначала провести заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), который, соответственно, обращается к президенту, а президент подписывает указ, и затем Верховная Рада уже утверждает.
Ограничения прав граждан
Военное положение вводит ряд ограничений прав граждан (например, трудовая повинность), однако в условиях чрезвычайной ситуации таких ограничений нет.
То есть режим чрезвычайной ситуации больше направлен на органы власти, чтобы они привели свою деятельность в соответствие к таким условиям».
Обязанности и права граждан во время чрезвычайной ситуации
В соответствии с Кодексом гражданской защиты Украины, граждане имеют следующие права во время действия режима чрезвычайной ситуации:
— получение информации о чрезвычайной ситуации или опасных событиях;
— обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты и их использование;
— обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
— участие в работах по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в составе добровольных формирований гражданской защиты;
— получение заработной платы за работу по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в случае привлечения к таким работам в соответствии с трудовыми договорами;
— социальную защиту и возмещение в соответствии с законодательством вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций или проведения работ по предотвращению и ликвидации последствий;
— медицинскую помощь, социально-психологическую поддержку и медико-психологическую реабилитацию в случае получения физических и психологических травм.
Обязанности во время действия режима чрезвычайной ситуации:
— соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, охраны труда, которые могут привести к чрезвычайной ситуации;
— изучать способы защиты от чрезвычайных ситуаций и действий в случае их возникновения, предоставление домедицинской помощи пострадавшим, правила пользования средствами защиты;
— сообщать службе экстренной помощи населению о возникновении чрезвычайных ситуаций и принимать меры для спасения населения и имущества до прибытия аварийно-спасательных подразделений;
— соблюдать противоэпидемический режим, режимы радиационной защиты;
— выполнять правила пожарной безопасности.
Срок действия
Военное положение вводится на 60 дней в отдельных местностях и на 30 дней — в случае введения на всей территории страны. Потом он еще может быть продлен на 30 дней. С чрезвычайной ситуацией проще, потому что в Кодексе гражданской защиты не указаны сроки.
Относительно режима повышенной готовности, который вводится на остальной территории Украины, то это больше превентивные меры, которые прежде всего касаются органов государственной власти, местного самоуправления, соответственно правоохранителей и спасателей, — добавил эксперт. Также может быть усилена охрана в местах большого скопления людей, в частности, в метро.
Стоит отметить, что немало военных экспертов выступали за введение режима военного положения на территории Донбасса, где продолжаются военные действия.
Так, профессор КНУ им.Т.Шевченко директор Института внешней политики Дипломатической академии при МИД Украины Григорий Перепелица отметил, что без введения военного положения сложно контролировать тылы.
«На освобожденных территориях Донбасса, где осталась власть, поддерживавшая сепаратистов, которая организовывала все эти референдумы, теперь царят хаос и беспорядок. Это означает, что в нашем тылу находится такой же враг, и в любой момент там может быть организовано что угодно. А почему? Потому что нет военного положения. И так можно многое перечислять, на что мы натыкаемся без введения военного положения, по крайней мере на территории, где ведутся боевые действия. Я уже не говорю о том, что эти люди брошены на произвол судьбы, там нет никакой эвакуации, оповещения. Это элементарные вещи гражданской обороны, которые также вводятся при наличии военного положения», — подчеркнул Григорий Перепелица.
По материалам ТСН.