Александр Квитишвили
Александр Квиташвили

Интервью с министром здравоохранения Александром Квиташвили

Hubs расспросил министра здравоохранения Александра Квиташвили, что и когда изменится в украинской медицине.

В каком состоянии сейчас украинская медицина?

Украинское здравоохранение — это продолжение советской системы с избыточным количеством коек, устаревшей инфраструктурой, неправильным финансированием. Эта система не ориентирована на качество.

Украина — это единственная страна, которая 25 лет упускала любые шансы изменить систему здравоохранения.  Сейчас приходится разбирать то, что цементировалось все эти годы.

Что такое «неправильное финансирование»? Мало денег?

Деньги сейчас — самая меньшая проблема. Проблема в том, что те 46 миллиардов, которые государство выделяет, идут на сохранение устаревшей инфраструктуры.

Сегодня мы содержим 24 млн квадратных метров инфраструктуры больниц и 16 млн квадратных метров поликлиник. Это 40 млн метров. И деньгами, которые мы туда забрасываем, мы сохраняем то, что нам не нужно.

Как Вы собираетесь менять систему финансирования?

Мы отойдем от системы койко-мест. Больницы будут оказывать услуги и получать за это деньги. И государственный бюджет будет оплачивать только те услуги, которые оказаны пациенту. Весь мир, кроме Украины, работает так.

У человека появится выбор, где лечиться и на каком уровне.

Что касается первичной помощи, то на 2 000 человек будет один участковый, который будет получать зарплату за обслуживание этих людей.

По каким расценкам государство будет оплачивать эти услуги?

Мы сейчас над ними работаем. Они будут рассчитаны согласно протоколам лечения. Современные  протоколы лечения — большая проблема для Украины. Нужно их разрабатывать, адаптировать европейские аналоги под украинскую реальность. И тогда уже рассчитывать тарифы. У нас над этим работает большая экспертная группа.

Когда государство начнет  платить по стандартам, сеть изменится. Из-за того, что появится конкуренция, люди будут выбирать лучшие больницы.

2015-й год будет еще переходным, а с 2016-го больницы уже будут работать по стандартным расценкам.

Какие еще будут источники финансирования?

У больницы появится возможность легализовать доходы, которые у них уже есть. Потому что неформально все абсолютно больницы получают деньги. Сегодня больницы финансируются на 1/3 от того, что им нужно, чтобы они работали. Понятно, что недостающие 2/3 они откуда-то находят.

По стране загруженность медицинских учреждений составляет 30%. Из свободных 70% можно выделить помещения, например, для хосписа, для диагностического центра, гостиницы для родственников пациентов и т.д.

Некоторые услуги государство финансирует, некоторые — нет. Например, если человек хочет попасть в палату с плазменным телевизором, он доплачивает. Больницам нужно давать возможность легального дополнительного заработка.

Наверное, главврачи будут сопротивляться, ведь это не даст им воровать…

Мы не будем отказываться от реформы из-за сопротивления нескольких сотен главврачей.

Сегодня врачи в плачевном состоянии, у них нет возможности развиваться. Мы хотим дать возможность специалистам работать в разных больницах. Хотим убрать такое понятие, как штатное расписание. Врачи будут работать по контракту, мы подготовим типовой. Больницы будут привлекать людей по мере необходимости. Не будет такого, что в каждой больнице будет по 10 анестезиологов, положенных по штату, из которых реально загружены два.

Насколько  планируете сократить количество койко-мест?

Сегодня в Украине 400 000 коек. Это 890 коек на 100 000 населения. Как вы считаете, Швеция — социально ориентированная  страна? Там  270 коек на 100 000 населения. В Украине лечат людей в больницах в среднем 12 дней. В Швеции – 5. И, вроде бы, там здоровее выглядят. Конечно, мы будем сокращать количество коек, но не вручную.

Сейчас мы не знаем, какие услуги и в каком количестве оказывают больницы. Не знаем, сколько проводят операций, например, по удалению аппендицита. Мы только знаем, что такие операции делают. Не знаем, какой процент осложнений во время родов и т.д. Может быть, на уровне районной больницы эта информация есть, но не централизованно.

Летом запускаем электронную систему для больниц, через которую они будут подавать  информацию. Тогда мы узнаем, в каком количестве, объеме и для кого какие услуги больницы предоставляют. Мы надеемся, что до конца года у нас появится нормальная статистика. На ее основе будет принято окончательное решение о количестве и типе коек. Будет хорошо, если через два года мы сможем дойти до 250-400 коек высокотехнологичной медицины на 100 000 человек.

Почему Вы раньше не начали собирать статистику?

Потому что в Украине много законов. Чтобы что-то поменять, надо менять 8 или 9 законов.

Вот чтобы сделать то, о чем я рассказал, нужно принять 7 законов. Проекты бесплатно подготовила компания Ernst & Young, люди патриотически настроенные. Мы будем проводить консультации с главами фракций, чтобы как можно скорее их зарегистрировать и принять.

Если их примут на ближайших заседаниях, когда начнутся реформы?

Мы готовы начать работать уже 1 июня. Я очень надеюсь, что на следующей сессионной неделе они будут приняты. Мы не хотим терять время. Нужно как минимум 6 месяцев, чтобы систему поставить на ноги.

Параллельно идет работа и по расчету тарифов, и по электронным системам отчетности. Надо делать реестры пациентов, услуг, врачей – это колоссальная работа.

Интервью Квиташвили закончил ровно через 45 минут. И отбыл на встречу с гражданами. Приемный день Квиташвили, в отличие от многих коллег, проводит сам.

коментаря;

  1. Oleh said:

    Знакомясь с новыми выступлениями министра , больше убеждаюсь , что в министерстве здравоохранения сосредоточились работники не далекие от практического здравоохранения, а вообще не имеющие представление об существующей организации здравоохранения в стране. Не имеют представления о имеющихся статистических показателях и отчетности, не имеют ни малейшего представления об должностных инструкциях работников лечебных учреждений, не открывали и не читали существующие приказы, регламентирующие работу лечебно-профилактических учреждений. Господа, уважайте репутацию работника министерства и пройдите курсы по организации здравоохранения!

    • Светлана said:

      А зачем министру знать все анахронизмы? Надо все сломать и построить новую систему. Это преступление — тратить время на изучение убогого коррумпированного псевдопорядка. Дай Бог, чтобы у нового министра все получилось!

    • Андрей said:

      Так єто ведь зорово, что они «не имеют представления» 🙂 И слава богу!:) «Имеющие представление» об єтом бреде и довели наше здравоохранение до нынешнего состояния.

*

Top