В Украине не так много госслужащих, как принято думать
В Украине стало меньше госслужащих. По данным Госслужбы статистики, за прошлый год их количество сократилось примерно на 12%. Эта цифра обманчива. Если проанализировать данные по регионам и учесть оккупированные территории, то получится, что чиновников стало меньше всего на 0,4%.
Такое положение дел, мягко говоря, идет вразрез с заявлениями правительства. Более года назад премьер-министр Арсений Яценюк обещал уволить 10% государственных служащих. Этот обман, скорее всего, расстроит многих украинцев. Ведь в нашей стране чиновник олицетворяет собой коррупцию и неэффективную работу. Для этого есть все основания. По данным Всемирного банка, эффективность государственного управления у нас составляет всего 30% из максимально возможных ста. В Европейском союзе этот показатель — около 70%.
Но можно ли утверждать, что массовые увольнения чиновников изменят ситуацию?
Много ли в Украине госслужащих
Мнение о том, что в Украине огромное количество государственных служащих, — это миф. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), доля чиновников в общем числе трудоспособного населения нашей страны – 5,7%, тогда как в развитых странах – 16%. А в некоторых — и 30%.
Низкое же соотношение госслужащих к «рабочей массе» — совсем не признак высокого экономического развития страны. В Евросоюзе меньше всего чиновников на рабочую душу — 7,9% — в Греции, которая на грани вылета из еврозоны.
Чиновники и коррупция
Прямой связи между количеством чиновников и коррупцией тоже нет. Среди развитых стран самая высокая плотность госслужащих в скандинавских странах. Например, в Дании число людей, обслуживающих государство, растет уже 10 лет. И достигло 30% от трудоспособного населения.
При этом проблем с профессиональной чистоплотностью у датчан нет: согласно рейтингу Transparency International, в стране самый низкий уровень коррупции в мире.
Если верить Всемирному банку, секрет успеха Дании кроется, прежде всего, в эффективности работы чиновников. В рейтинге эффективности государственного управления датские чиновники получили 99,04%. То есть работают практически идеально.
Зарплата и борьба с коррупцией
Несмотря на то, что в Украине чиновников в пять раз меньше, чем в Дании, с коррупцией дела у нас куда хуже. В том же рейтинге Transparency International мы находимся на 142 позиции ниже датчан.
Статистика ВБ еще интереснее: в Украине эффективность контроля коррупции – 12%. В Дании – 100%. Банк подсчитал, что за годы правления Виктора Януковича этот показатель у нас упал на 10 процентных пунктов – с 22,8%.
Именно коррумпированность чиновников Всемирный банк считает главной причиной низкой эффективности государственного управления в Украине. Власть этого не отрицает. Для борьбы с «недугом» создали Национальное антикоррупционное бюро.
На снижение уровня коррупции в Украине может повлиять и оплата труда. Сегодня зарплаты украинских чиновников самые низкие в Европе. По данным OECD, в среднем в развитых странах месячная зарплата чиновника высшего руководящего звена — около 9500 евро. Самый высокооплачиваемый госслужащий в Украине — Президент. Зарплата Петра Порошенко — около $1000 в месяц.
Молодцы, ребята))) Запомните, каждый чиновник это госслужащий, но не каждый госслужащий это чиновник. Так что не рассказывайте байки про то что в развитых странах доля чиновников в общем числе трудоспособного населения от 7,9% до 30%
Александр, в статье приведены данные OECD только по employment in general government без учета public corporations.
В 1999 году Украину обслуживало 193 тыс. чиновника. В 2004 – 251 тыс. В 2014 — 274 тыс. Количество чиновников в Украине на душу населения (164/1) — втрое выше, чем в Польше (495/1), и вдвое выше, чем в США(328/1).
«Страна будет не просто богаче без ненужных чиновников, чем если бы они не были уволены. Страна становится намного богаче, ибо теперь чиновники вынуждены искать работу в частном секторе или организовывать свой собственный бизнес. А дополнительная покупательная способность налогоплательщиков, как было показано на примере солдат, будет стимулировать этот процесс. Но чиновники могут получить работу в частном секторе, только предлагая эквивалентные услуги тем. кто обеспечивает работой, или. точнее, заказчикам работодателей, обеспечивающих работой. Из «паразитов» они превращаются в производительных мужчин и женщин.
Когда ваши деньги отбирает грабитель, вы ничего не получаете взамен. Когда ваши деньги забираются через налоги для финансирования бесполезных бюрократов, то мы имеем дело с абсолютно такой же ситуацией. Мы счастливы, в самом деле, если эти ненужные бюрократы являются всего-навсего беззаботными бездельниками. Однако в наши дни они скорее всего будут энергичными «реформаторами», которые по-деловому препятствуют производству и делают все для его разрушения.
Когда более не находится никаких лучших аргументов в поддержку сохранения на службе любой группы чиновников, кроме единственного аргумента, что это сохраняет их покупательную способность, то это верный знак того, что пришло время от них избавляться.» (Генри Хэзлитт)