Киеву остро необходим третий уровень управления
Киев – единственный в мире город такого масштаба (трехмиллионная столица большого государства) — с одноуровневой системой самоуправления.
У большинства городов — как минимум трехуровневая, а если считать домовых и квартальных руководителей, то и четырехуровневая система.
Как устроен Киев?
Есть городской голова (Кличко), и есть много депутатов, которых мы не знаем (кроме парочки особо активных). Есть городская администрация, управляющая городом, именно у нее максимальные полномочия. Это верхний уровень управления. При любых условиях он есть в любом населенном пункте.
Есть районные администрации. Когда-то их было 14, сейчас — 10. Это второй уровень управления, он самый нижний в Киеве. Именно на него замыкаются все, даже малейшие проблемы и вопросы, волнующие граждан. В среднем в каждом городском районе Киева — около 300 000 жителей.
Как киевляне участвуют в управлении городом?
Они раз в несколько лет выбирают городского голову, депутата и партию. Никто из них о нуждах людей толком не знает, поскольку в «своем» районе не живет и бывает наездами: во время предвыборной кампании, да и то не всегда.
Местного самоуправления в городе есть только один уровень, он же — верхний. Житель Киева не знает, никогда не видел и не может увидеть своего депутата, не то что высказать тому свои проблемы и пожелания. А Киевский Совет не знает, какие проблемы у горожан, не в состоянии их рассмотреть и решить. Он едва справляется со своими административными функциями (выделение земли, принятие поправок в бюджет).
Все вопросы в городе решают чиновники разного уровня и работники коммунальных предприятий. Самый простой вопрос: покраски забора, установки лавочки, латания дырки в тротуаре, навес козырька над подъездом, — гражданин решить не может. Он не влияет на решение даже совещательным голосом, даже через своего представителя. Один депутат в Киеве представляет около 50 тысяч киевлян!
Киев – единственный в мире город такого масштаба (трехмиллионная столица большого государства) — с одноуровневой системой местного самоуправления и двумя уровнями управления. Нижний уровень управления, который должен быть максимально приближен к жителю, от него далек как ни в каком другом городе мира. Любые вопросы благоустройства, поддержания порядка или административного характера в Киеве решаются крайне долго, либо не решаются вообще, все пускается на самотек.
Как же должно быть? Посмотрим на примерах.
У большинства мегаполисов — как минимум трехуровневая, а если считать избираемых домовых и квартальных руководителей, то и четырехуровневая система управления. Почти на всех этих уровнях (как минимум – на двух) действует представительская система – избираются депутаты.
Из каких уровней состоит система управления большого города?
Верхний уровень – избираемые мэр (городской голова) и депутаты муниципалитета. Это большие «шишки». Как правило, профессиональные или полупрофессиональные политики. Они решают общегородские вопросы, законодательно отнесенные к уровню местного самоуправления. Налоги, сборы, бюджет, городские программы, крупные проекты, градостроительные принципы, архитектура, план развития города, распоряжение крупными земельными участками… В общем, примерно то же, что и у нас.
Далее идет второй уровень, который мы называем районным. Здесь занимаются вопросами школ, поликлиник и больниц, охраны порядка, пенсий и субсидий, выдачи документов. У нас тоже так. В городах, где районов много и они компактны, этот уровень — низовой (Вена, например).
А вот далее появляется разительное отличие Киева от других крупных городов. Практически везде есть третий уровень – это компактные муниципальные образования, созданные по принципу географическому, территориальному, часто — историческому.
Административное деление некоторых городов мира
Город | Население | 2 уровень | 3 уровень |
Москва | 12 млн | 12 округов | 125 районов по 20-200 000 жителей |
Нью-Йорк | 8,5 млн | 5 боро | по 10-15 общественных советов по 50-120 000 |
Лондон | 8 млн | 32 района (боро) | подрайоны (area), избирательные округа местного самоуправления |
Анкара | 5 млн | 17 муниципалитетов | 422 квартала |
Берлин | 4 млн | 12 округов | 95 районов, статистические территории |
Мадрид | 3,2 млн | 21 район | 128 отделений (барио). По 2-9 барио в каждом районе |
Киев | 2,9 млн | 10 районов по 150-360 000 | |
Рим | 2,8 млн | 19 муниципий по 50-200 000 | 35 кварталов, 6 пригородов, 53 зоны |
Париж | 2,5 млн | 20 округов по 50-200 000 | 80 кварталов, по 4 квартала в каждом округе |
Вена | 1,7 млн | 23 района по 16-180 000 | |
Варшава | 1,7 млн | 18 районов по 15-200 000 | |
Прага | 1,3 млн | 10 старых районов,22 новых округа | кадастровые районы (исторически сформировавшиеся) |
В Киеве это были бы, например, Южная Борщаговка, Отрадный, Липки, Теремки-2, Русановка, ДВРЗ, Бортничи, Пуща-Водица… На этом уровне главная задача — благоустройство, быт, комфорт. Здесь решают, где размещать киоски (то, что мы называем МАФы), детские площадки и лавочки. Как организовать парковки и починить тротуары. Сюда идут жители с жалобами и предложениями. Это должна быть ближайшая к гражданину власть. Здесь должен быть самый близкий к избирателю депутат. Свой депутат, живущий в этом же районе, это — обязательное условие для баллотирования.
Небольшой опыт, кстати, есть и у Киева. Правда, нынешние руководители его могут и не помнить. Одно время существовали «органы самоорганизации населения» в местах, явно выделявшихся в городской черте. Например, Бортничи, Чапаевка, Корчеватое. Если у Кличко есть политическая воля, провести такую «децентрализацию» в Киеве можно за пару месяцев, успев к осенним выборам.