"Укравтодор" заменят на иностранцев, битум - на цемент, коррупцию - на спецфонд
Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский объявил о начале реформы дорожного хозяйства в Украине, в рамках которого «Укравтодор» прекратит существование в его нынешнем виде.
На заседании правительства во вторник Пивоварский представил концепцию этой реформы. По его словам, если сейчас 97% дорог в Украине находятся в неудовлетворительном состоянии, то к 2020 году благодаря предложенным изменениям этот показатель должен сократиться до 10%.
Пивоварский сообщил, что «Укравтодор» в рамках реформы станет отвечать исключительно за дороги государственного значения, а другие дороги отойдут под управление местных органов власти. При этом «Укравтодор» останется только заказчиком работ. Подрядчиков будут выбирать на открытых тендерах, а контролировать качество работ будет независимый орган — surveyor (ведутся переговоры, чтобы выбрать на эту роль британскую, австрийскую или немецкую компанию). По словам Пивоварского, это должно уничтожить коррупционную схему по разворовыванию денег в «Укравтодоре».
Также Кабмин планирует создать специальный фонд, куда перенаправят дорожный сбор, который уже уплачивают автомобилисты, но который не идет на ремонт и строительство дорог. В рамках реформы будет введено целевое использование этих денег.
Следующим шагом станет изменение технологии строительства — вместо асфальтовых дорог, для которых нужен битум — продукт переработки нефти, правительство будет стимулировать строительство цементных трасс. Кроме того, планируется развивать практику концессионных и платных дорог.
По словам премьер-министра Арсения Яценюка, у Кабмина будет значительный ресурс для реализации этой реформы. Он отметил, что правительство Польши выделяет Украине 100 млн евро, из которых 50 млн по договоренности с премьером Эвой Копач пойдут на строительство дорог к пунктам пропуска на украино-польской границе. Кроме того, Всемирный банк может выделить Украине 800 млн долларов, из которых половина пойдет на строительство трассы Полтава-Харьков, а половина — на ремонт других дорог.
Также в бюджете есть миллиард гривен на ямочный ремонт и 700 млн гривен — на ремонт дорог в Карпатском регионе, добавил премьер.