Николай Лагун
Николай Лагун

Лагун надеется спасти свое детище

Фонд гарантирования вкладов получил самую большую проблему в своей истории. Вчера НБУ признал неплатежеспособным Дельта Банк. Основатель банка Николай Лагун не рассчитал сил: «Дельта» росла слишком быстро. Пикантная деталь: к этому росту несколько лет назад приложила руку Валерия Гонтарева, вчера передавшая банк Фонду гарантирования.

Регулятору решение по «Дельте» далось непросто. НБУ и Фонд гарантирования вкладов (ФГВ) предлагали национализировать банк. В списке из восьми системных банков он занимал четвертое место и вполне мог рассчитывать на поддержку государства. «НБУ и Фонд в декабре предлагали Минфину национализировать «Дельту». Минфин выступил против. Это очень дорого», — рассказывал несколько недель назад директор-распорядитель ФГВ Константин Ворушилин. Он очень наделся, что по «Дельте» вопрос решится положительно: не хотел получить в работу банк, вкладчикам которого нужно выплатить более 15 млрд гривен.

Не хотел, но получил. Временная администрация введена в «Дельту» на три месяца, срок ее работы истекает 2 июня. По законодательству Фонд может продлить еще на месяц работу администратора. В НБУ успокаивают: под компенсацию попали депозиты 94% вкладчиков «Дельты», свои деньги получат 554 000 клиентов. Фонд должен выплатить им 16,4 млрд гривен. Из них 13 млрд гривен — пока работает временная администрация.

Баба Яга против

За спасение «Дельты», по словам главы НБУ Валерии Гонтаревой, государству пришлось бы выложить больше 22 млрд гривен. «У «Дельты» 60 млрд гривен активов, треть из них мы оценили как некачественные», ­– разводит руками глава НБУ. Вчера она дала понять, что план национализации Дельта Банка полностью провален. «В Минфине побоялись повторить историю с Родовид Банком», – говорит близкий к ведомству источник.

В 2009 году государство вошло в капитал Родовид Банка, Укргазбанка и банка «Киев». На их спасение выделили более 19 млрд гривен за раз. Панику погасить удалось, но вот вложенные инвестиции не вернулись. Родовид Банк сделали санационным – сейчас это банк-призрак. «Киев» недавно решили присоединить к Укргазбанку – единственному нормально работающему среди национализированных банков.

Финансисты говорят, что нельзя на одну чашу весов класть 16,4 млрд гривен, которые нужно выплатить, а на другую — 22 млрд гривен, с помощью которых можно было бы спасти банк. «Спасать было бы дешевле для государства, так как в случае временной администрации, помимо выплат физлицам, обнулится межбанк, выданный «Дельте» госбанками, и сгорят деньги госкомпаний, — рассказывает инвестбанкир, пожелавший остаться неназванным. – По моим оценкам, это может быть 6-7 млрд гривен».

Рисковый парень

Свой банковский бизнес Лагун начал строить в 2006 году. Он с нуля создал розничный банк «Дельта». После кризиса 2008 года Лагун стал основным покупателем банков и проблемных портфелей на рынке. Ему достались большие портфели Укрпромбанка, Укрсиббанка и Сведбанка. Лагун полностью выкупил Сведбанк, Кредитпромбанк и банк «Астра». В два первых банка Фонд гарантирования вкладов тоже уже ввел временную администрацию. По «Астре» срок проблемности, по словам Гонтаревой, еще не истек.

В прошлом году второй банк страны по размеру депозитного портфеля физлиц столкнулся с оттоком вкладов. Всеобщую панику подогревали еще и со стороны. В конце прошлого марта против Лагуна началась информационная кампания: на малоизвестных сайтах каждый день появлялись заметки с заголовками «Дельта – банкрот», «Дельта поддерживает сепаратистов», «Лагун сбежал в Москву», «Лагун связан с «семьей». В апреле-мае начались еще и митинги.

Отток перекрывали сначала сами, весной обратились к НБУ. Регулятор выдал «Дельте» 4,1 млрд гривен на выплаты вкладчикам. Еще около миллиарда банк получил в сентябре. В залог взяли портфель потребкредитов и ценные бумаги Государственного ипотечного учреждения. По данным Hubs, за прошлый год из банка население вынесло 4 млрд гривен, $444,6 млн и 55,4 млн евро. Вынесли бы и больше, но в последнее время «Дельта» почти ничего не выплачивала.

Глава НБУ говорит, что Лагун слишком рисковал, покупая огромные проблемные портфели и банки. «К сожалению, ни нормальной синергии, ни нормальной работы с этими портфелями никогда не было, — рассказывала вчера журналистам Гонтарева. — Банк пошел в корпоративное кредитование, к сожалению, на этом рынке он тоже не имел достаточной экспертизы».

Два года назад тогда еще один из управляющих партнеров группы компаний ICU Валерия Гонтарева отзывалась о Лагуне куда теплее. «Снимаю шляпу перед идеями Николая Лагуна. Он четко знает, чего и как хочет добиться, – зимой 2013 года говорила Forbes Гонтарева. – У Лагуна есть все шансы создать крупнейший коммерческий банк в стране». Гонтарева принимала участие в продаже Кредитпромбанка.

Не договорился

Сам Лагун считает своей сильной стороной умение договариваться. Нельзя сказать, что он не пытался спасти бизнес, который строил с 2006 года. Лагун просил денег у компании Cargill, которая владеет 29,4% пакетом акций «Дельты», вел переговоры с крупными вкладчиками о переводе части долга в акционерный капитал. Но в этот раз договориться не получилось. Он не смог собрать даже 1,2 млрд гривен – сумму, на которую пообещал увеличить капитал банка еще до конца января.

Теперь Лагун пытается не договариваться, а оправдываться. Вчера вечером пресс-служба Дельта Банка разослала официальное сообщение. «Осознавая полноту своей ответственности перед клиентами, в целях скорейшего восстановления работы банка, возобновления полноценных выплат вкладчикам и защиты заемщиков, акционеры «Дельта Банка» приняли решение обратиться к НБУ, ФГВ и Кабмину с ходатайством о признании банка неплатежеспособным, введении временной администрации и установлении моратория на удовлетворение требований кредиторов», — процитировала Лагуна пресс-служба банка.

Банкир считает, что временная администрация даст время для восстановления платежеспособности банка «с помощью внешнего инвестора либо государства в лице Кабинета министров через процедуру частичной или полной рекапитализации». «При поддержке государства банк имеет все шансы не только сохранить лидирующие позиции на рынке, но и высокую привлекательность в качестве объекта для инвестирования в будущем», — сказал Лагун.

В НБУ ответили, что Лагун лукавит. Никакого ходатайства от него не было. По действующему законодательству ни менеджмент, ни акционер никакого отношения к плану урегулирования неплатежеспособного банка не имеет. О национализации тоже стоит забыть: НБУ уже предлагал это делать – Минфин отказался. На «повторное голосование» этот вопрос выноситься не будет.

Что будет с «Дельтой»? Вариантов немного. Фонд может найти внешнего инвестора, который купит банк целиком; может передать часть активов и пассивов «Дельты» другому банку; создать на базе «Дельты» переходной банк (ФГВ оставляет качественные активы и пассивы и продает банк инвестору) и пустить по стандартной процедуре ликвидации с распродажей ликвидационной массы. Первый вариант выглядит утопично. В двух последних свои деньги получат только физлица (до 200 000 гривен), НБУ и, если повезет, — Фонд гарантирования вкладов.

*

Top