Интервью с известным волонтером о ситуации в Харькове
Всеволод Кожемяко — харьковский бизнесмен, основатель и генеральный директор компании «Агротрейд». По данным Forbes, 42-летний бизнесмен входит в тройку самых богатых харьковчан. В мае журнал оценил его состояние в $196 млн.
Сейчас Кожемяко известен скорее как волонтер. В мае 2014 года он основал благотворительный фонд «Мир и порядок», который занимается снабжением украинской армии в зоне АТО. Сумму личного вклада и объем собранных денег не раскрывает. По его словам, так договорились учредители. Среди них: вице-президент компании «СигмаБлейзер Украина» Валерий Дема, президент группы компаний «Фактор» Сергей Политучий, Владимир Перкулаб и Михаил Исаков — партнеры юридической фирмы «Глобус».
Поводом для разговора с Кожемяко стала ситуация в Харькове, где раз в две-три недели происходят террористические акты. Только за последний месяц случилось три происшествия. На этой неделе, во вторник, неизвестные обстреляли из гранатомета хранилище с газом, 25 декабря террористы взорвали бомбу возле мебельного магазина, принадлежащего волонтеру, помогающему АТО, 2 декабря произошел взрыв возле воинской части.
Что Вы думаете о ситуации в Харькове? Взрывы, обстрелы из гранатомета и т.д.
Ситуация напряженная. И противник старается ее еще более дестабилизировать.
У меня есть информация, что диверсии планируются в лагерях подготовки для диверсантов, теракт в Харькове – это как сдача выпускного экзамена. Их снабжают оружием, перебрасывают и дают задание совершить теракт. Эта информация — из правоохранительных органов.
В Харькове постоянно вербуют наемников. Это я знаю точно. Они едут в Россию, обучаются, а потом идут воевать. Тут много пророссийских организаций. Мы их все знаем. Другой вопрос – почему у власти не хватает политической воли, чтобы с ними разобраться.
Почему именно Харьков? Сильны пророссийские настроения?
Пророссийских настроений меньше, чем было раньше. Но еще есть. Их придерживаются люди безответственные, не понимающие, во что это может вылиться. Эти люди есть, попрятались, сидят по норам. Не выражают своих взглядов публично, т.к. правоохранительные органы реагируют не так, как это было в апреле прошлого года.
Есть еще одна проблема. Власть в Харькове недостаточно внятно и четко объясняет, к каким последствиям могут привести те или иные действия. Мы должны объяснить людям, что если строй в стране будет меняться, если поменять юрисдикцию с украинской на российскую, то это не может произойти мирным путем. Будут война, кровь, разрушения, жертвы.
Были ли какие-то антисепаратистские чистки среди руководства города?
Нет. Не проводились чистки. И это плохо. Я считаю, что такими людьми надо заниматься. Но я думаю, у нас слишком много сил уходит на АТО.
У нас есть люди, которые работают в вузах, преподаватели, которые были активными антимайдановцами и принимали участие в пророссийских митингах. У нас такие люди работают со студентами. Это в тысячу раз опаснее, чем наемники. Что они говорят на парах?
Осенью, возможно, состоятся выборы в местные советы. Не планируете баллотироваться?
Нет.
Считается, что Геннадий Кернес – нынешний мэр Харькова, единственный, кто может выиграть выборы городского головы в городе. Ему нет альтернативы. Так ли это?
Никто не будет отрицать, что Кернес — хороший хозяйственник. При нем город стал лучше. Но свято место пусто не бывает: люди быстро забывают как плохое, так и хорошее. Перед Кернесом был мэр, думали, что ему альтернативы нет, а перед ним еще один, о котором думали также. Это только так кажется. Харьковчанам решать.
Чуть позже Hubs опубликует вторую часть интервью с Кожемяко: о сельском хозяйстве.