Киевскому метро не по дороге с европейскими коллегами
Hubs сравнил стоимость проезда в метрополитенах Киева и нескольких европейских столицах. Предлагаемые киевской мэрией повышенные тарифы выглядят странно. Разовый проезд слишком дешевый, абонемент — слишком дорогой.
Почти в ноль
Киевская мэрия на своем сайте выложила для обсуждения таблицу с новыми тарифами. Если в документе ничего не изменится, разовый проезд в метро обойдется в 4 гривны, месячный абонемент – в 300 гривен.
Власти уверяют, что подорожание проезда – мера вынужденная и оправданная. В метрополитене себестоимость перевозки пассажира оценивают в 3,16 гривен. Прошлый год Киевский метрополитен закончил с убытком 574 млн гривен.
Но насколько оправдано повышение стоимости проезда в метро до 4 гривен?
Hubs сравнил предлагаемые мэрией тарифы со стоимостью проезда в сопоставимых европейских столицах: Варшаве, Будапеште, Бухаресте, Софии и Праге. В этих странах сравнительно невысокая средняя зарплата. И соизмеримые объемы перевозки пассажиров в метро.
Сколько возят
Доля в зарплате
Если сравнивать абсолютные цифры, то даже новые тарифы на проезд в киевском метро очень низки. Стоимость одной поездки в переводе на европейскую валюту – около 0,2 евро за поездку. Это в пять раз дешевле, чем, например, в Варшаве.
Сколько стоит
Но если сделать поправку на среднюю зарплату в Украине, проезд уже не кажется таким дешевым. По последним данным Госстата, в среднем украинцы получают 3 509 грн. в месяц, или 186 евро – самая низкая средняя зарплата в Европе. Даже молдаване, если верить Бюро статистики Молдовы, получают больше – 227 евро в месяц.
Платежная ведомость
В целом в Будапеште, Бухаресте, Варшаве, Праге и Софии стоимость разовой поездки в метро не превышает 0,2% от средней зарплаты в стране. В Киеве это соотношение даже после повышения будет на уровне около 0,1%.
Совсем другая ситуация с ежемесячными абонементами. В большинстве стран Европы такой абонемент окупается, если пользоваться метрополитеном один-два раза в день. В результате приезжие, покупающие «короткие» билеты, дотируют местных, использующих проездные. Только в Киеве проездной оправдает себя как минимум при трех поездках ежедневно.
Сколько платят
Альтернатива
Повышение стоимости проезда в подземке – не единственный способ повысить эффективность работы метрополитена. Верность этого утверждения доказывает опыт Венгрии.
С 1 января проезд в общественном транспорте Будапешта подешевел на 10%. Местный мэр Иштван Торлош посчитал, что столица может позволить себе сделать проезд более доступным после реформ, проведенных городскими властями.
Что же сделали местные чиновники?
Во-первых,увеличили количество касс и автоматов по продаже билетов и их время работы. За последние несколько лет в Будапеште, городе с населением около 2 млн человек, появилось 300 новых точек продажи билетов и проездных на общественный транспорт.
Во-вторых, добавили новые поезда и отремонтировали старые, сократив интервал между поездами.
В-третьих, улучшили контроль за оплатой проезда.
В будапештской госкомпании BKK, которая управляет столичным общественным транспортом, уверяют, что за последние три года реформ ее доход вырос на 6 млрд форинтов – около 19,5 млн евро.
Прибыль BKK за 2013 год – 250 млн форинтов (812 500 евро). Сумма, конечно, небольшая. Но еще три года назад компания была убыточной. К тому же социально незащищенные слои населения – дети, пенсионеры и инвалиды – так же, как и в Украине, пользуются транспортом бесплатно.
За проезд не платят не только местные пенсионеры, но и пожилые пассажиры с паспортами Европейского Союза. Хотя на последних венграм грех жаловаться – из европейской казны страна ежегодно получает 10 млн евро на развитие общественного транспорта.
Представители BKK уверяют: улучшать финансовые показатели за счет повышения стоимости билетов они не собираются. Как пояснили Hubs в пресс-службе компании, основные источники роста доходов – продажа рекламы на борту подвижного состава и сдача в аренду неиспользуемых помещений.
Льготники есть везде
Украина и Венгрия – далеко не единственные страны, где пенсионеры, дети и инвалиды ездят в метро бесплатно. Например, в Лондоне правом бесплатного проезда пользуются все жители города, младше шести и старше 60 лет, а также люди с ограниченными физическими возможностями. Чтобы бесплатно пользоваться подземкой, пенсионерам и инвалидам надо получить специальную карту: для инвалидов – Freedom Pass, для пенсионеров – «60+».
Но даже в тех странах, где пенсионеры платят, для них предусмотрены значительные скидки. Например, жители Берлина старше 65 лет платят за проезд полцены. Такие же правила действуют и в Австрии.
Впрочем, есть в европейских странах и особенности, которые с удовольствием переняли бы киевские чиновники. Например, в Вене полцены за проезд платят не только дети старше 6 лет и пенсионеры, но и собаки. За четвероногого друга нужно заплатить 1,1 евро за одну поездку. Абонементов для собак нет. О других домашних питомцах на официальном сайте Vienna Subway также ничего не сказано.
Спасибо за анализ тарифов. Замечу, что выводы по киевским абонементам несколько некорректные, т.к. предполагается несколько видов абонементов: на ограниченное и не ограниченное количество поездок. В таком случае, самым распространенным абонементом может стать абонемент на 46 поездок (2 поездки в день) стоимостью 150 грн.