Бизнес в зоне АТО
Бизнес в зоне АТО

До начала боевых действий двухэтажные апартаменты в центре Донецка стоили $200 000

Кто в здравом уме купит квартиру в Донецке? Такие люди находятся. Hubs разобрался, как работает рынок недвижимости в оккупированном боевыми люмпенами городе .

«Недвижимость в Донецке сейчас от слова «не двинуть», – говорит донецкий предприниматель Владислав. Он уже два месяца пытается продать квартиру класса люкс в центре на улице Розы Люксембург.

Директор киевского агентства «КДУ Риэлти-Груп» Елена Маленкова, переехавшая из Донецка, подтверждает коллапс рынка. Ее агентство, оставшееся в оккупированном городе, за последние 6 месяцев продало 1 квартиру. Раньше компания «закрывала» по сделке в неделю.

Даже за первое полугодие, более-менее спокойное, в Донецкой области было оформлено на 40% меньше сделок купли-продажи жилой недвижимости, чем в прошлом году. В целом по регионам (без учета Киева, Донецкой и Луганской областей) количество договоров упало на 28%.

В Донецке продажи квартир единичны. Hubs разыскал риэлторов, уверяющих, что недавно продали жилье, и расспросил их о том, как работает рынок недвижимости под обстрелами. Большинство опрошенных согласились общаться анонимно.

Цены

«Вы, главное, не жадничайте», – советует донецкий риэлтор Яна, которой я представилась продавцом трехкомнатной квартиры. Яна говорит, что покупателя может заинтересовать цена вдвое, а то и втрое ниже «довоенной». По данным агентства SV Development, цена квадратного метра «вторички» в целом по Донецку за год упала почти на 40%. На окраинах – больше.

«Смешные» цены и нестабильная ситуация в городе отпугивают продавцов. На сайт OLX в апреле было добавлено более 9000 объявлений о продаже жилой недвижимости в Донецке. В августе пользователи выложили 309 объявлений, в сентябре — 696.

По данным SV Development, если раньше цены на однокомнатные квартиры в Донецке начинались с $30-40 000, то сейчас двухкомнатную квартиру можно купить за $10-15 000. Правда, в микрорайон «Текстильщик», где находятся самые дешевые квартиры, нередко прилетают снаряды. Если квартира в разрушенном доме, больше чем $4-5 000 ее продавать не имеет смысла. Риелторы уверяют, что и на такой товар находится купец. «Кто-то скупает целыми домами, верит, что будут восстанавливать», – пересказывает городские байки одна из риэлторов.

Риэлторы любят приукрасить действительность. Hubs удалось найти одного дончанина, продавшего квартиру. Он избавился от двухэтажного пентхауса с мебелью, стоившего $200 000, за $80 000. «Там только мебели было на $40 000», — сказал он по телефону.

Большой дисконт — не гарантия продажи. Люди бегут из города. За время АТО Донецк – в прошлом миллионник — покинуло 37% жителей, подсчитали в Киевском международном институте социологии по заказу гуманитарного штаба при фонде Рината Ахметова.

Оформление

С 14 октября сделки с недвижимостью на оккупированной территории заморожены. Украинский Минюст заблокировал доступ ко всем государственным реестрам, в том числе и к реестру прав на недвижимое имущество в Донецкой и Луганской областях. Нотариусы, работающие в зоне АТО, не могут вносить туда информацию о совершенных сделках.

Чтобы обойти фактический запрет,  донецкие риэлторы вывозят продавцов и покупателей в украинские города, где доступ к реестрам открыт. Обычно выезжают в Артемовск, Мариуполь, Запорожье. Там продавец или покупатель регистрируются в гостинице, после чего идут к нотариусу. Без этого нотариус не имеет права заверить сделку. По закону «О нотариате» это возможно только по месту регистрации одной из сторон. «В инструкции не сказано, какой именно должна быть эта регистрация – временной, постоянной или гостиничной»», – объясняет совладелец агентства Real Druzi Никита Ковалик.

Еще один вариант – прописаться в общежитии, а после сделки выписаться. «Это обойдется вам в 1000 гривен», – рассказывает риэлтор Ольга. Впрочем, в Мариуполь риэлторы из Донецка советуют ехать оформлять сделку в последнюю очередь. Мол,  там нотариусы начали бояться вести дела, которые имеют отношение к оккупированным территориям.

Деньги

«Все расчеты — только в наличных долларах», – говорит риэлтор Анатолий. Если деньги в Донецке, то они переходят из рук в руки в офисе агентства недвижимости. Везти наличные через блокпосты опасно. «Нотариус, прежде, чем заверять сделку, звонит в Донецк и спрашивает, переданы ли деньги, – рассказывает Анатолий.  – Если все в порядке, то подтверждает сделку».

Впрочем, по словам Анатолия, если повезет, доллары можно провести даже через блок-посты. «Например, одна женщина вывезла в Мелитополь деньги в нижнем белье», – уверяет он, предлагая мне воспользоваться таким «надежным» способом.

Покупатели

Один из донецких риэлторов, которому я представилась владельцем недвижимости, стал отговаривать от продажи квартиры в ДНР: «Подождите немного, все у нас наладится, будет как в Крыму, вот увидите».

Похоже, и покупатели квартир в Донецке верят в «светлое будущее». Среди тех, кто не боится вкладывать деньги в недвижимость в воюющем городе, риэлторы встречали семейную пару «ополченцев», россиянина и дончанку с двумя детьми.

коментаря;

  1. FFF said:

    Интересно, но некоторые вопросы не освещены. В частности, как выписаться — паспортные столы ведь не работают. Как обновить техпаспорт (насколько я помню, для продажи он должен быть не более, чем трехмесячной давности)

  2. Вредный Старикашка said:

    «боевые люмпены» — в этих словах полностью раскрыта эта Шаповал.
    Какое презрение к пролетариату!

  3. Рамзес said:

    Война может затянуться на несколько лет-сейчас там вся инфраструктура разрушена-а что будет через несколько лет…Пускай дибилы надеятся-все нормальные люди уже давно уехали от туда…

  4. Ирина said:

    Я купила двушку, отличный момент пока цены минимальный. Никуда не выезжала, наоборот, нотариус приехал… Потому что донецким нотариусам на территории Украины очень тяжело приходиться. Вот и рискуют, не мы к ним, а они к нам ! Ж

*

Top