На днях в СМИ появилась информация о том, что украинские власти под влиянием лоббистов планируют отменить запрет на ввоз удобрений из России. Как заявил вице-президент Союза химиков Украины Игорь Гольченко, такая отмена вряд ли приведет к достижению декларируемой лоббистами цели – обеспечению аграриев достаточным количеством удобрений по приемлемой цене.
Из этого следует, что следом за бушующим сегодня по всей Европе, включая Украину, энергетическим кризисом (и особенно кризисом на рынке газа, который напрямую грозит Украине остановкой промышленных предприятий) к нам может прийти и другой кризис – продовольственный.
Hubs решил кратко проанализировать возможные сценарии, с которыми могут столкнуться украинские аграрии в сложившейся ситуации.
Где взять удобрения?
Украина, как и Евросоюз, находится в активной фазе осенних полевых работ, вслед за которыми придут весенние, которые должны обеспечить урожай 2022 года. Без внесения достаточного количества азотных удобрений в почву Украина не то, что не достигнет уровня рекордного урожая 2021 года, но и получит обвальное снижение урожайности основных для себя культур – пшеницы, подсолнечника и кукурузы.
Это те культуры, по которым украинские аграрии последние несколько лет жестко конкурируют с Россией и находятся среди TOП-лидеров мирового производства. И это те культуры, которые в последние годы дают львиную долю экспортной выручки аграриям и выступают стабилизатором торгового баланса страны.
Чтобы удобрения были внесены в почву в надлежащем объеме аграриям их нужно где-то купить. На украинском рынке два источника азотных удобрений – собственное производство и импорт.
Собственных производственных мощностей достаточно с избытком. Вопрос лишь в том, чтобы обеспечить их загрузку. Однако в случае отмены эмбарго на загрузку собственных мощностей надеяться не приходится. Если из России пойдет даже самый небольшой объем импорта, он вынудит остановиться украинских производителей – они просто не смогут выдержать ценовую конкуренцию, так как цены на газ в Украине и России отличаются уже в десятки раз.
Что происходит на рынке удобрений ЕС?
В этом случае останется надежда только на импорт. А насчет него много вопросов из-за ситуации, складывающейся на европейском рынке удобрений. В течение последних двух месяцев производство азотных удобрений в ЕС упало на 40% из-за аномально высоких цен на газ.
Уже сейчас компания BASF сократила выпуск удобрений на своих заводах в Бельгии и Германии. Литовская компания Achema отменила планы по запуску своего завода. Частично закрыто производство на заводе OCI Geleen в Нидерландах. CF Industries закрыла два своих завода в Великобритании. Сверхмощный производитель удобрений в ЕС Yara International сообщил о сорокапроцентном снижении своего производства. Borealis AG, владеющей производственными мощностями в Австрии, Франции, Нидерландах и Бельгии, также сообщила о сокращении производства. И это просто текущая лента новостей (см. ниже «Тенденция сокращения производства удобрений ЕС…»).
И подобные новости продолжат приходить, учитывая, какими будут цены на газ в Европе в обозримом будущем. Буквально на днях в РФ, которую и называют виновником кризиса, оценили дефицит газа на европейском рынке в 70 млрд. куб м. Даже если эта оценка несколько завышена, ждать снижения цен на газ в Европе в ближайшей перспективе не приходится.
По данным Союза химиков Украины, потребление Евросоюзом азотных удобрений оценивается на уровне 20 млн. т в год в пересчете на действующее вещество (азот). Собственные производственные мощности ЕС – около 18 млн. т в год в действующем веществе. Но 18 млн. т европейская промышленность могла произвести при прежних нормальных ценах на газ.
По оценкам аналитиков, при нынешних ценах на газ, спровоцировавших сокращение производства, в Европе ожидается падение производства примерно на 7 млн. т. Соответственно, дефицит удобрений в Европе составит около 9,2 млн. т в год в действующем веществе. Это огромный объем, который тамошним потребителям придется каким-то образом заместить, путем того же импорта продукции.
Логично предположить, что импорт может быть осуществлен из стран, имеющих доступ к дешевому газу и собственные производственные мощности. По информации консалтинговых компаний, такими продуцентами могут выступить предприятия, прежде всего, из России, Беларуси, Казахстана и Узбекистана.
Однако проблема в том, что суммарные незадействованные мощности в этих четырех странах, по данным «Укрпромвнешэкспертизы», составляют лишь около 1,5 млн. т в год с учетом еще и Турции (см. ниже «Динамика мощностей…). При этом Турция альтернативным поставщиком быть не сможет, поскольку сама является импортером газа, да еще и ввела временный запрет на экспорт удобрений. А других серьезных альтернатив просто нет.
Как уже сообщали СМИ, лоббисты, которые называют себя представителями интересов украинских аграриев, сегодня ратуют за снятие существующего запрета на ввоз в Украину минудобрений из Российской Федерации. Они уже якобы нашли поддержку в Минагрополитики и ведут активные переговоры с Кабмином. Озвучиваемая ими позиция заключается в том, что мол в России можно будет купить удобрения дешевле и это позволит обеспечить ими аграриев по приемлемой цене к весенней посевной. Но ситуация может обернуться с точностью до наоборот – производители сельхозпродукции, в случае снятия эмбарго, могут весной и вовсе остаться без удобрений по любой цене!
Дело в том, что, как поясняет ряд аналитиков из химической и аграрной сфер, в случае отмены запрета украинские предприятия неизбежно и вынужденно остановят производство удобрений. Это, в свою очередь, приведет к увеличению дефицита в регионе Украина-ЕС еще на 1,7 млн. т в действующем веществе (это годовая потребность внутреннего рынка, которую способен удовлетворить украинский химпром). То есть, дефицит вырастет почти до 11 млн т. в действующем веществе (9,2 + 1,7). А, как уже указывалось выше, смежный евразийский рынок в состоянии дополнительно предложить рынку Украина-ЕС только 1,5 млн. т.
Что светит Украине?
По мнению экономистов, в такой ситуации украинские аграрии, да и Украина в целом, станут заложниками приоритетов российских производителей в вопросе направлений поставок удобрений. И вряд ли займут в этих приоритетах первое место. Ведь нельзя сбрасывать со счетов и политический фактор. Россия вряд ли упустит случай подвесить Украину еще и на крючок зависимости от поставок удобрений. Если кто-то думает, что, построив газовую трубу в обход Украины, российский политикум бросится выручать Украину с удобрениями – то они явно ошибаются.
В этом случае эксперты задают логичный вопрос: если правительство вдруг решит открыть ввоз российских удобрений в Украину, то чем это будет отличаться от политического табу на прямые поставки газа? Ведь удобрения – это на 70% переработанный газ! При этом удобрения – это продукция с добавленной стоимостью, в отличие от газового сырья. И уже если страна взяла курс на энергетическую независимость, то очевидно и логично придерживаться такой политики и на промышленных рынках.
Из всего изложенного следует простой и единственно возможный вывод: снятие эмбарго на поставку удобрений из России только ухудшит ситуацию, поскольку положит украинскую химическую отрасль, приведет к жесточайшему дефициту удобрений, а значит и росту цены на них. А это, в свою очередь, спровоцирует еще и продовольственный кризис. Правительству явно не стоит баловаться с такими взрывоопасными экспериментами, а лучше бы заняться обеспечением энергетической, продовольственной и в конечном счете экономической безопасности Украины.
Игорь Самойленко