Основные тезисы выступления премьер-министра Арсения Яценюка на встрече с Европейской Бизнес Ассоциацией. ОБНОВЛЯЕТСЯ
Спустя полтора дня после назначения на новую должность, премьер-министр Арсений Яценюк инициировал встречу с представителями украинского бизнеса. Ниже – основные тезисы выступления премьер-министра – о вопросах безопасности Украины, проблем Крыма, перспектив курса гривны и взаимоотношений с МВФ.
О безопасности
Я был, есть и буду сторонником политического и дипломатического урегулирования этого кризиса. Военный конфликт в центре Европы подорвет основы экономической, политической и военной стабильности в целом в Европе.
Мы говорили с моим коллегой Дмитрием Медведевым, и мой посыл к России состоит из двух пунктов: 1. Выведите войска и перестаньте воевать с Украиной. 2 Новое украинское правительство готово к новому качеству украино-российских отношений.
Вооруженные силы России значительно превосходят по численности украинские, к тому же она обладает ядерным потенциалом. Поэтому мы приняли очень взвешенное решение: всеобщая мобилизация.
Мы четко заявили: мы – не антироссийское правительство. Мы – проукраинское правительство. Но мы никогда не будем терпеть военную агрессию со стороны России.
Я думаю, что мы прошли самую критическую фазу в отношениях России и Украины. Я очень надеюсь, что слова Дмитрия Медведева, сказанные мне о том, что решение о начале войны против Украины еще не принято, соответствуют действительности. На территорию восточных областей Украины российские войска допущены не будут.
О проблеме Крыма
Самопровозглашенное и незаконное правительство на территории АРК сейчас делает попытки фактического воровства объектов собственности Украины. В том числе — «Нафтогаза». Хочу предостеречь его от попыток разворовывания и аннексии объектов собственности Украины.
«Быстрого» решения по Крыму не будет. Наше решение: 1. новое правительство в Крыму (нынешнее правительство нелегитимно) 2. детальное обсуждение того, как расширить полномочия Крыма 3. неприкосновенность права собственности. А дальше – садиться и разрабатывать долгосрочный план решения конфликтных моментов.
О перспективах нового кредита МВФ и курсе гривны
Сегодня у меня был телефонный разговор с (директором-распорядителем МВФ) Кристин Лагард. Единственное, что могу сказать – это правительство выполнит все условия МВФ, которые он выдвигает. Просто потому, что у нас нет другого выбора. Дальше жить в условиях, когда расходы финансируются за счет кредитов, не имея доходов, — такого уже мы не можем себе позволить.
Нынешний курс гривны – уже даже слишком гибкий. Наше задание сейчас – это (установить) какой-то потолок. Мы считаем, что нормальный предел девальвации гривны – 25%.
Мы рассматриваем вопрос, в случае пополнения резервов, вмешиваться (в работу межбанковского рынка), чтобы сдерживать колебания курса гривны.
О министерстве доходов и сборов
Мы хотим возобновить работу Государственной налоговой и таможенной служб. Я считаю, что руководить этими ведомствами должны люди вне системы, я провел переговоры с руководителями ключевых аудиторских компаний.
Я предлагаю до завтрашнего дня — соберитесь в рамках (Европейской Бизнес) Ассоциации, и подайте правительству Украины предложения по нескольким кандидатурам с западным образованием и хорошим знанием налоговой и таможенной сферы, чтобы назначить главами этих ведомств людей «извне системы.
Мы знаем, что создавались схемы по отмыванию средств. Средняя стоимость такого отмывания стоила около 8% от объема отмытых средств. Эти средства шли исключительно в теневой сектор. В рамках борьбы с коррупцией мы обязательно разрушим так называемые площадки по отмыванию средств.
Я не тот парень, который пообещает вам все что угодно. Что я могу пообещать – это (возможно), относительно низкие налоги и действительно некоррупционное правительство. И мы преданы этим целям.
Я не могу сейчас пообещать вам ничего из того, что обещали предыдущие правительства. Кроме трех вещей. Одна из них — стабилизировать экономику через соглашение с МВФ, помощь Европейского Союза, через прозрачные тендеры, здоровую монетарную политику, через уменьшение коррупции и дерегуляцию во всем секторе – но на это время, от месяца до квартала. Все это мы должны сделать за два месяца.
Правительство не будет заложником политических договоренностей. Как только меня начнут втягивать в любые коррупционные связи, потому что голосов в парламенте не хватает, я выйду, и сразу об этом скажу.
О реприватизации
Право собственности в Украине должно быть защищено. Опыт реприватизации показывает, что он имеет только негативное влияние (на бизнес-климат). Хочу обратиться к бизнесу и сказать: собственность – неприкосновенна, но собственность – также и обязывает (создавать рабочие места, платить налоги и т.д.)
О кадровой политике:
Мы назначили на восточные области (губернаторами) людей, которые сами вызвались взять на себя ответственность за наиболее проблемные области страны. Они не представляют нашей политической силы, но они имеют влияние в своих регионах.
О языковом законе
Этот закон был отменен парламентом, но и.о. президента не подписал закон – так что сегодня он действует. Я предлагаю разбираться с языками, другими вопросами потом – когда страну сможем сохранить.
О НАК «Нафтогаз»
Нафтогаз – это абсолютно непрозрачный монстр, который контролирует невероятные денежные потоки. Моя идея – приватизировать денежные потоки. Все эти – Черноморнафтогаз, другие энергетические компании, которые являются частями Нафтогаза, и являются постоянным источником коррупции. Мы, как новое правительство, хотим внедрить правила. Вопрос – не в собственности, а в том, как делается бизнес.
О госбюджете
Правительство будет секвестировать бюджет. Нынешний бюджет был утвержден на нереальных макроэкономических показателях и нереальных доходах бюджета. По моим предварительным оценкам, речь может идти о сокращении госбюджета на 65-80 млрд гривен – это катастрофические цифры. Если нам удастся стабилизировать ситуацию, возможно, в 3-4 квартале макропоказатели улучшатся.
О возмещении НДС
Правительство рассматривает возможность выпуска НДС-облигаций. Это не казначейские обязательства, а классические государственные обязательства. Мы сможем довести уровень автоматического возмещения НДС до 90% (сейчас это около 70%). Главное – было бы, чем возмещать.
О судах
Мы в субботу уже приняли первый закон о судебной системе. Он предусматривает переаттестацию судей, замещение тех судей, которые выносили несправедливые решения – к примеру, если неправомочность такого решения была оспорена Европейским судом по правам человека.