Несмотря на перемирие, в Приазовье становится все больше российской техники. Чем живет Мариуполь перед лицом военной угрозы
— Тихо. Не забывайте, что находитесь на территории врага, — говорит репортеру и фотографу Hubs военный разведчик Руслан.
Мы сидим в маленькой пиццерии в центре Мариуполя и обсуждаем возможное вторжение в город российских войск. По мнению нашего собеседника, оно все еще возможно. В городе активно ведут вербовку агентуры для поддержки ДНР.
Руслан знает, о чем говорит. Практически ежедневно его группа задерживает жителей Мариуполя, которые помогают сепаратистам. Недавно вместе с сослуживцем Руслан провел эксперимент: прикинулись сторонниками ДНР, вышли на человека, который как раз формировал группу, готовую воевать с украинской армией и добровольцами.
«Привел 15 пацанов. Объяснил, что у ребят есть желание воевать, но нет оружия». — рассказывает Руслан. Потенциальных пособников террористов тогда не задержали — не за что. «Я то понимаю, что если он завтра начнет стрелять, то мне в спину», — разводит руками разведчик.
Отдельная история — мариупольские таксисты. В мае, когда город был захвачен ДНР, они были активными пособниками сепаратистов. После его освобождения постоянно сообщали по радиостанциям о передвижении украинской техники. Две недели назад таксистам запретили ими пользоваться. Но и сейчас в такси лучше помалкивать — можно нарваться как минимум на хамство и грубость.
Я то понимаю, что если он завтра начнет стрелять, то мне в спину tweet
Но и без водителей такси в городе есть кому информировать врага о передислокациях украинских войск, расположении техники и ситуации на блокпостах. Ему помогают местные жители, которые с помощью каналов Zello рассказывают врагам всю интересующую информацию. Таких задерживают. Во время допросов выясняется, что несколько раз в сутки на каналах появляются голоса с ярко выраженным русским акцентом, которые активно интересуются передвижением украинских военных.
Поиском предателей занимаются не только профессиональные военные, но и добровольческие батальоны. По словам руководителя одного из подразделений батальона «Днепр -1», в городе около две трети жителей ждут российские танки каждый день.
Местные, которые сидели вместе с украинскими военными в одних и тех же подвалах, не дрогнув сдавали их сепаратистам tweet
Он рассказывает, что такая же ситуация была в поселках под Иловайском — местные, которые сидели вместе с украинскими военными в одних и тех же подвалах, не дрогнув сдавали их сепаратистам.
Ответ на вопрос «почему так?» пытаемся выяснить у мариупольца, которого сложно назвать зомбированным российской пропагандой. Нашего собеседника зовут Алексей, он — без пяти минут кандидат экономических наук, преподаватель Мариупольского государственного университета. Он объясняет, что многонациональный город, где веками живут греки, евреи, русские и украинцы, и раньше не идентифицировал себя с Украиной. Говорить о патриотизме здесь бесполезно. А после того, как 9 мая украинские войска якобы расстреляли мирную демонстрацию сторонников ДНР, любить украинскую власть и ее войска стали еще меньше.
Тогда же, в мае, десятки местных мелких и средней руки предпринимателей сделали свой выбор в пользу Украины.
Помогли им в этом мародеры с автоматами в руках, грабившие магазины. Бывшая владелица ресторана в центре города — Анжела Тимченко — одна из тех, кто пострадал от действий террористов: ее заведение просто сожгли.
Теперь у нее нет бизнеса, но есть огромное желание помогать. Когда стало понятно, что Украине угрожает полномасштабное российское вторжение, оно окрепло. Анжела — в прошлом член Прогрессивной социалистической партии Натальи Витренко. «Я всегда была уверена, что Россия для Украины — это благо, — рассказывает Анжела. — После всех событий мнение мое изменилось». Экс-предприниматель помогает раненым, а сейчас заботится о 6-летней девочке из Волновахи, которая получила осколочное ранение в живот.
Анжела Тимченко — в прошлом член Прогрессивной социалистической партии Натальи Витренко. «Я всегда была уверена, что Россия для Украины — это благо. Теперь считаю наоборот tweet
Таких, как Анжела, за последние две недели обстрелов Мариуполя стало намного больше. Так считают патриоты. Разведчики и антиукраински настроенные горожане утверждают обратное. «Многие просто не хотят войны, поэтому им все равно, что будет дальше, лишь бы не стреляли», — говорит пророссийски настроенный мариуполец Алексей. На резонное замечание, что в Донецке и Луганске с приходом ДНР стало хуже, Алексей парирует, что виновата украинская армия: если бы она не обстреливала украинские города, никаких разрушений бы не было.
Чтобы поднять патриотический дух, в городе практически ежедневно проводят проукраинские мероприятия. Например, гастроли львовского театра имени Леся Курбаса, концерт певицы Марьяны Садовской, митинги под сине-желтыми флагами. По сравнению с празднованием Дня независимости, когда на центральной площади собрались несколько сотен человек, людей на таких мероприятиях стало намного больше. Приветствовать километровый флаг, который мариупольцам передали из Киева, пришли около двух тысяч человек.
Оборона города
Штаб обороны Мариуполя заседает каждый день. Его возглавляет мэр города Юрий Хотлубей. Сейчас он выглядит очень усталым, он не похож на типичного лощенного чиновника, каким был еще несколько месяцев назад.
Во время самых жестоких обстрелов после заседаний в том же зале крутили артхаус: в городе проходил кинофестиваль «Кино и ты» tweet
Это тот самый Хотлубей, который в мае этого года вместе с представителями заводов Ахметова подписал с ДНР меморандум о порядке в городе. Сейчас он чуть ли не лично роет окопы. Мариупольский меткомбинат, принадлежащий богатейшему украинцу Ринату Ахметову, который еще в мае просто гудел за мир на Донбассе, сегодня отливает стальные плиты. Ими накрывают блиндажи для украинской армии. Эти плиты по размеру и толщине похожи на привычные бетонные, но от осколков артиллерийских снарядов защищают лучше.
Штаб обороны Мариуполя находится в здании Дома молодежи. Во время самых жестоких обстрелов в его залах крутили артхаус: в городе проходил кинофестиваль «Кино и ты». Его организатор Ольга Новикова рассказывает, что не отменила мероприятие специально. «Хотели показать, что не боимся», — говорит она о своих мотивах.
Ольгу и других горожан сейчас успокаивает тройная линия обороны, состоящая из блокпостов, которую уже практически развернули вокруг и внутри города. На некоторых из них дежурят мариупольские милиционеры. Возможно, те самые, которые не препятствовали днр-овцам, бьющим проукраинских активистов весной этого года. Местная милиция пока не очень серьезно относится к своим обязанностям. Построение внутреннего кольца укреплений только началось, а на точках, которые милиционеры должны охранять, иногда никого нет.
В городе до сих пор действует спецподразделение «Беркут», которое и.о. министра внутренних дел Арсен Аваков расформировал еще 26 февраля. В знакомой для украинцев форме «беркутовцы» охраняют порядок на митингах и несут дежурство на блокпостах. С особым пристрастием члены расформированного подразделения проверяют бойцов добровольческих батальонов, многие из которых стояли на Майдане.
Мы задержались на одном из блокпостов, когда выезжали из Мариуполя. Тут дежурили ребята из добровольческого батальона «Азов». Волонтерская группа «Народный тыл», с которой мы возвращались в Киев, выгружала для них прицелы, аптечки и приборы ночного видения. Совсем молодой солдат, сидя на баррикаде из шин с маленьким черно-белым щенком, слушал песню группы Наутилус Помпилиус — «Шар цвета хаки».
«Я вижу дым, но я здесь не был,
Я слышу гарь, я чувствую гарь,
Я знать не хочу ту тварь,
Кто спалит это небо»
Фото: Алексей Макульский