Как остановка металлургических заводов в зоне АТО ударит по экспортной выручке Украины
Август стал траурным месяцем для предприятий украинского горно-металлургического комплекса. Из-за войны на Донбассе часть заводов остановилась, часть – работает в сокращенном режиме. Металлургия – одна из крупнейших экспортных отраслей Украины. Сокращение притока в страну «стальных» долларов станет очередным испытанием для гривны.
Под конец лета на востоке страны остановились сразу несколько предприятий: Алчевский меткомбинат корпорации «Индустриальный союз Донбасса», Енакиевский метзавод группы «Метинвест», Донецкий металлургический завод группы «Донецксталь», Харцызский трубный завод. Причина – военные действия на Востоке страны и остановка ключевых транспортных узлов Донецкой железной дороги – Дебальцево и Ясиноватой. Кроме того, из-за обстрелов и повреждения линий электропередач не работают Авдеевский, Алчевский, Ясиновский, Макеевский коксохимы.
Из-за дефицита кокса на сухом пайке остаются Мариупольский меткомбинат им. Ильича и «Азовсталь» в Мариуполе – они работают на 50-70% мощности, рассказывал в августе гендиректор «Метинвеста» Юрий Рыженков.
Как падение стального экспорта отразится на платежном балансе страны? Предприятия Донбасса поставляют за рубеж кокс, чугун, прокат и трубы. Простой и снижение производства на перечисленных комбинатах приведет к потере $450-470 млн экспортной выручки в месяц, подсчитал аналитик Concorde Capital Роман Тополюк.
С мая также стоят крупнейшие химзаводы Луганской и Донецкой областей: северодонецкий «Азот» и горловский «Стирол». Из-за этого Украина ежемесячно теряет еще до $100 млн, говорит директор консалтинговой компании «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук.
Выдержит ли такое давление национальная валюта?
«Как ни парадоксально, с точки зрения макроэкономики остановка химических предприятий и металлургии, которая не дает конечной продукции, например, трубу – исправляет платежный баланс», – считает народный депутат Сергей Терехин, возглавлявший Минэкономики в 2005 году. Вместе с производством падают и закупки импортного сырья и энергоносителей, поясняет он.
Для химических заводов это действительно так. Природный газ – исходное сырье для производства аммиака.
В металлургии – иная картина. Доля энергоресурсов в себестоимости тонны проката не превышает 10%, говорит аналитик Case Украина Евгений Дубогрыз.
Основное сырье – железорудный концентрат, кокс и ферросплавы выпускают в Украине. Сэкономить получится лишь на угле. Ежегодно украинские коксохимы завозят около 10 млн тонн – 40% от всех потребностей украинских меткомбинатов.
Примерно две трети импорта приходится на коксохимы в зоне АТО – Авдеевский и Ясиновский, рассказали в «Укрпромвнешэкспертизе». За семь месяцев они завезли 4 млн тонн угля, средняя цена импорта – $126 за тонну. В месяц на импорте угля получится сэкономить до $70 млн.
Есть и другой способ улучшить платежный баланс ГМК – продавать на экспорт железную руду, которая оказалась невостребованной из-за остановки метзаводов. Это может дополнительно принести $120-140 млн в месяц, отмечает Дубогрыз.
Нельзя описывать экономику войны в терминах мира, полагает президент Центра экономического развития Александр Пасхавер. «Текущие потери бессмысленны, идет война. Если гривна станет дешевле, что дальше? Как только закончится война, возникнет скачок, отложенный спрос. Потери в разрушении инфраструктуры – несравнимо больше и гораздо более опасны», – уверен он.
По данным НБУ, в июле экспорт украинских товаров сократился на 7,4% в годовом измерении – до $4,9 млрд. Машиностроение просело на 31,5%, химия – на 34,5%, металлургия – на 1,9%. Темпы падения импорта ускорились до 31,1% или $5,2 млрд из-за прекращения импорта российского газа.
Платежный баланс Украины в январе-июле 2014 года сведен с дефицитом $4,45 млрд, в июне – $4,23 млрд.