Роман Химич: проблема развития телекоммуникационных технологий в Украине – на 100% политическая
Судьба третьего поколения мобильной связи в нашей стране практически определена. Если в очередной раз не возникнут «совершенно непредвиденные обстоятельства», до конца года «большая тройка» в составе Астелит (ТМ life:), Киевстар и МТС получит возможность развернуть 3G-сети. Конечно, «получат возможность» не означает «развернут», а «развернут» не означает «развернут уже в этом году». Тем не менее, Президент Порошенко задал весьма жесткие и конкретные рамки – конкурс по выдаче 3G-лицензий должен состояться до конца октября.
Если с 3G есть хоть какая-то определенность, уместен вопрос о судьбе следующего, четвёртого поколения мобильной связи. Известная под аббревиатурой LTE, эта наиболее совершенная технология уже получила «прописку» в большинстве стран не только Европы, но и СНГ.
Что такое 4G с точки зрения рядового абонента? Если отбросить маркетинговую трескотню, LTE обеспечивает большую скорость передачи данных и требует меньше средств для развёртывания, что теоретически должно означать более привлекательные тарифы. Четвёртое поколение появилось на свет, чтобы помочь операторским компаниям избежать так называемых «ножниц», когда инвестиции в новые технологии растут быстрее, нежели обеспечиваемый ими прирост доходов.
Устройства с поддержкой 4G менее распространены, чем 3G. В сетях МТС и Киевстара картина примерно одинакова: по 300 000 4G-устройств против 7 миллионов 3G-совместимых. До сих пор не решена и проблема энергопотребления – работа в 4G-сети разряжает аккумуляторы смартфона или планшета ещё быстрее, нежели в случае 3G – буквально за пару часов. Тем не менее, будущее – за связью четвёртого поколения. Хотя бы потому, что она позволяет операторам намного эффективнее использовать их ключевой ресурс, радиоэфир, зарабатывая больше денег при меньших затратах. Так что вопрос о перспективах 4G в Украине вполне актуален. И здесь есть несколько новостей — хороших и плохих.
Главная хорошая новость: эта технология не просто легализована, на рынке уже несколько лет есть компания, располагающая всем необходимым для развертывания LTE-сети. Ещё в 2011 Кабмин легализовал данную технологию, правда, сделал это несколько не очевидным образом. Из множества предусмотренных стандартом частотных диапазонов был разрешен только один, 2,5-2,7 Ггц, причём весь этот диапазон целиком находится в распоряжении одной-единственной компании – ММДС-Украина. Двести мегагерц, настоящее сокровище! Этого достаточно для создания двух-трёх полноценных сетей, не то что одной.
К сожалению, на этом хорошие новости заканчиваются и начинаются новости плохие. За три года эта компания не сделала практически ничего для использования своей лицензии. Не мудрено, её акционером является компания СКМ Рината Ахметова, самого богатого человека страны. Как показало время, он не силён в создании бизнеса, его конёк – монопольная и административная рента. В случае с ММДС-Украина идея проста – продать её подороже в нагрузку к эксклюзивной лицензии на остродефицитные частоты. Тот же самый замысел, что и в случае с эксклюзивной лицензией на 3G-частоты, которая по странному совпадению также принадлежит структурам Ахметова.
Лицензия на 3G-частоты была приватизирована в том же 2011 году как один из ключевых активов Укртелекома на липовом конкурсе с одним участником. Два года назад ее предлагали операторам «большой тройки» за $500 млн, теперь речь идёт о вдвое меньшей сумме. Для сравнения, в 2005 году государство получило за эту лицензию всего около $30 млн.
Другая плохая новость заключается в том, что СКМ платит за частоты ММДС-Украина не в разы, а на несколько порядков меньше основных претендентов на эту компанию – операторов мобильной связи. 3а каждый мегагерц выделенных им частот каждый из операторов «большой тройки» платит по 20366,34 грн, тогда как СКМ – всего 20,64 гривен, то есть в тысячу раз меньше. Такая баснословная разница создаёт для CKM мотивацию сидеть собакой на драгоценной лицензии, ничего не предпринимая. Банальная продажа лицензии сулит сотни процентов прибыли на вложенный капитал. Никакой операторский бизнес не в состоянии обеспечить ничего подобного. «ММДС-Украина» уже несколько лет выставлена на продажу.
Эти ключевые для понимания ситуации факты задают контекст для следующей порции новостей, к сожалению, преимущественно плохих.
В Украине есть и другие коммерческие структуры, располагающие частотами, пригодными для использования LTE. Более того, они их активно используют. Это означает, что в случае 4G нет необходимости т.н. конверсии, которая стала камнем преткновения для 3G. Как только технология будет разрешена для использования в данных диапазонах частот, операторы смогут приступить к строительству LTE-сетей, не оглядываясь на военных. Важно то, что среди них есть «живые», активные и дееспособные компании. Это и Киевстар, лидер рынка мобильной связи и телекоммуникаций, и CDMA-оператор Интертелеком, лидер второго эшелона мобильной связи. В силу разных обстоятельств у этих компаний образовался излишек частот, включая и пригодные для 4G. Это позволит им при необходимости развернуть LTE-сети, не отключая уже существующие сети 2G.
К сожалению, все эти компании лишены возможности использовать имеющиеся у них частоты для 4G-технологий. Этот, по большому счёту, бумажный вопрос не решается уже который год. В Украине до сих пор не принят принцип так называемой «технологической нейтральности», то есть возможности для оператора использовать частоты для любых разрешённых в стране технологий.
На пути четвёртого поколения в Украине лежит такое же препятствие, как и на пути поколения третьего. Это экономические интересы олигархических групп, точнее, группы. Той самой, которую принято обозначать словом «Семья».
Несмотря на все политические потрясения последних месяцев, её члены по-прежнему имеют возможность удерживать монопольное положение своих телекоммуникационных активов, находящихся в оперативном управлении у ахметовской СКМ. Это, во-первых, отпочковавшийся от Укртелекома Тримоб с эксклюзивной лицензией на 3G-частоты, пригодные для операторов «большой тройки», и это MMДС-Украина, которой принадлежит роскошный кусок радиоэфира, идеально подходящий для строительства LTE-сетей.
Необходимо понимать: проблема развития телекоммуникационных технологий в Украине — это не экономическая, не технологическая, и даже не административно-регуляторная проблема. Эта проблема на сто процентов политическая.
«Романа Химич: проблема развития» Романа = Роман