Мировые производители продуктов питания не разорятся от пищевых санкций России. Не умрут и украинские - вал импорта из Европы вряд ли случится
Российская Федерация ввела ограничения на ввоз разнообразной продукции пищевой промышленности для стран, поддержавших санкции против вмешательства России в конфликт на Донбассе. Как шутят в сети – следующий шаг – ковровые бомбардировки Вологды, Самары и Ростова российскими ВВС: чтобы чужие боялись.
От ограничения торговли, как и любого обмена, страдают как покупатель, так и продавец. Именно из-за подобной обоюдоострой природы санкций страны Запада так неохотно их вводили в последние месяцы. Вопрос в значительности влияния тех или иных санкций в конечном результате на политику страны.
Россия импортирует около трети потребляемого продовольствия. При этом импортные продукты можно разделить на две группы: ежедневный спрос широких масс и «вкусняшки для гурманов». К первой группе относится большинство украинского импорта продовольствия в РФ: сыры и прочие молочные продукты, овощи, фрукты, мясо и прочее. Ко второй группе — товары «премиум-сегмента»: французские вина, фуа-гра, креветки и так далее – товары, которые входят в ежедневный рацион незначительной части населения.
Закрытие рынка приведёт к росту цен на продовольствие. tweet
Сокращение импорта, по мнению некоторых российских патриотов, на руку стране, ибо стимулирует собственное сельское хозяйство. В том, что если не завозить товар, то его или аналоги нужно производить у себя – сомнений не возникает.
Вопрос в том, почему раньше его было выгодно ввозить? Обычный ответ – потому что импортный товар, сравнимый по качеству, оказывался дешевле. А это значит, что закрытие рынка приведёт к росту цен на продовольствие. При этом, если Россия не найдёт страны, что полностью ей заменят тот импорт, который она запретила, то цены изначально «скакнут» выше равновесного уровня из-за того, что за день ни корову, ни картошку не вырастить, даже если она — на вес золота. Но и после наращивания выпуска они останутся выше тех, что были при свободной торговле – иначе их бы нарастили раньше, если это выгодно.
Вес всего экспорта ЕС в Россию к общему экспорту ЕС незначителен, всего 7%, при этом основа его – не продукты питания, а продукция машиностроения. Для экспорта США потеря российского рынка еще менее важна. Действительно, Россия для ЕС – второй по значимости рынок продуктов питания (10%), но вес самих продуктов питания в экспорте ЕС в РФ – чуть менее 10% (в 2013 году).
Необходимо учитывать, что хотя по весу в общем экспорте российский рынок не является критическим для экономики ЕС и США, каждая из которых больше экономики РФ приблизительно в десять раз, но для конкретных производителей потеря рынка может вызвать серьёзные проблемы. Именно в этом могут возникнуть сложности в отдельных странах ЕС, ведь такой производитель еще и избиратель, привлечь голос которого важно для политиков. В этом значительная слабость демократий по сравнению с авторитарными режимами – они должны думать о своём народе и его нуждах, а не о строительстве империй (если оное строительство не имеет спроса у народа).
Для конкретных производителей потеря рынка может вызывать серьёзные проблемы tweet
Куда же пойдут продукты из ЕС? Основная масса (90% экспорта продуктов) – по тем же направлениям, что и раньше, возможно с небольшим наращиванием присутствия на уже значительных рынках при помощи снижения цен. Что-то пустят на переработку – те же консервы или соки и прочие продукты переработки овощей, мяса и морепродуктов Россия не запрещала. Что-то потребят на собственном внутреннем рынке.
Ожидать серьёзного притока продуктов в Украину не стоит. Наш рынок меньше и беднее российского, а ослабление гривны в текущем году сильнее, чем санкции, ограничило покупку импортных продуктов, особенно тех, замена которым есть в Украине. Европейские продукты питания, как и раньше, для большинства украинцев – премиум сегмент, где спрос достаточно устойчив.
НЮ НЮ