Под предлогом пророссийскости УПЦ МП у нее пытаются отнять храмы. Почему это – плохая стратегия для страны
Юрий Черноморец
Доктор философских наук, шеф-редактор «Богословского портала», специалист по византийской философии и современным проблемам православия
Новая история Украинской Православной Церкви (УПЦ) пишется в непростой период. Митрополит Владимир, возглавляющий УПЦ, находится в сознании. Но его физические силы слишком малы, чтобы исполнять обязанности Предстоятеля УПЦ. В связи с этим Синодом УПЦ был законно избран местоблюститель Киевской кафедры митрополит Онуфрий Черновицкий и Буковинский.
Владыка Онуфрий известен как высокодуховный священнослужитель и молитвенник, образцовый монах. Его авторитет в УПЦ необычайно высок. Он выгодно отличается от епископов-бизнесменов, работающих на внешний авторитет или свое личное благополучие. В Черновицкой епархии владыка умеет объединять самые различные приходы в единое целое, хотя там службы проходят на церковно-славянском, украинском и румынском языках. В своей монашеской простоте и мудрости владыка Онуфрий более всего похож на блаженной памяти патриарха Сербского Павла.
Владыка Онуфрий далек от политических интриг и красивостей внешней риторики, чем привлекает симпатии простых верующих. В свое время владыка Онуфрий сыграл выдающуюся роль в деле созыва Харьковского собора 1992 года. На этом соборе был устранен митрополит Филарет, который впоследствии создал самостоятельную Церковь Киевского патриархата.
Сегодня, когда украинское общество и УПЦ КП требуют объединения, владыка Онуфрий выступает гарантом каноничности всех возможных шагов в этом направлении. На прошедшем на днях Синоде УПЦ МП уже создана новая комиссия по переговорам этой Церкви с УПЦ КП. В комиссию вошли наиболее благоприятные для УПЦ КП переговорщики. То есть УПЦ на деле доказывает, что открыта ко всему, что может объединить украинское общество, преодолеть раны противостояния.
Но в эти дни острие политических провокаций направлено на подрыв стабильности в этой Церкви. Причины этого очевидны. Сейчас верующие УПЦ являются религиозным большинством практически на всей территории Украины – кроме трех областей Галичины. Во многом именно УПЦ сшивает Украину.
На заре независимости среди верующих УПЦ, действительно, были заметны мировоззренческие расхождения между проукраинским Западом и пророссийским Востоком. Но сегодня они сгладились благодаря более общей – христианской идентичности, открытой как к украинской, так и к русской культуре. За последнее десятилетие случаи нарушения общей толерантной атмосферы антиукраинскими высказываниями в УПЦ минимизировались, — особенно после отлучения некоторых активистов, связавшихся с такими политическими маргиналами, как Наталья Витренко.
Эти эволюционные процессы были нарушены лишь один раз, когда в 2004 году УПЦ публично поддержала на президентских выборах Виктора Януковича. В дальнейшем таких ошибок удавалось избежать, и сегодня УПЦ уже является самой большой и самостоятельно существующей Церковью Украины, существование которой именно в качестве украинской силы стабилизирует положение в обществе.
Но сейчас анонимные хулиганы в интернете и религиозные маргиналы в жизни провоцируют верующих УПЦ КП и майдановцев на силовой конфликт вокруг Киево-Печерской и Почаевской лавр. Главная цель при этом – не только сорвать переговоры УПЦ, УПЦ КП и УАПЦ об условиях возможного объединения, но и спровоцировать широкомасштабный конфликт по югославскому сценарию. При этом, для раскручивания такого сценария критически важно разрушить единство самой УПЦ.
Сейчас в УПЦ существует устойчивое проукраинское большинство в епископате, которому противостоит незначительное пророссийское меньшинство. Последнее вообще существует не столько благодаря идейной верности советскому типу мышления, сколько из-за боязни о своих значительных капиталах.
Все три месяца общественного противостояния УПЦ под руководством слабеющего митрополита Владимира и его «премьера» митрополита Антония постоянно призывала к миру, настаивала на необходимости недопущения насилия. Меньшинство, возглавляемое митрополитами Агафангелом, Иларионом и Павлом, требовало сменить риторику на конфронтационную.
На прошедшем Синоде УПЦ меньшинство вновь пыталось, но не смогло навязать свою волю большинству – на этот раз в кадровом вопросе о местоблюстителе. Победивший на «выборах» Синода митрополит Онуфрий, как и сегодняшний «премьер» Антоний, устраивают практически всех – и в УПЦ, и Москву, и новое правительство. Но, несмотря на это, в прессе начинается война компромата, основанного на лжи против лидеров большинства.
Но пороки епископов-бизнесменов прекрасно известны во всем обществе и они – не мнимые, а реальные. А значит, дестабилизация в УПЦ может привести лишь к очищению украинского православия от наиболее одиозных фигур. Сама динамика исторических изменений подталкивает УЦП к внутреннему очищению и выбор в местоблюстители монаха святой жизни – первый и важный шаг. На фоне выдающихся лидеров украинской религиозной жизни – патриархов Святослава и Филарета, кардинала Любомира Гузара, митрополит Онуфрий будет таким пастырем, за которого всем верующим УПЦ не нужно будет краснеть.
А все остальные опасности будут нейтрализованы путем начала конструктивного диалога с УПЦ КП. Взаимопонимание с новой властью – уже реальность, подтвердившаяся на прошедшей 25 числа встрече Всеукраинской рады Церквей и религиозных организаций с и.о. Президента Украины Александром Турчиновым.
московский патриархат это вражеская украине структура. всё.
московский патриархат это не политическая структура, а церковь Христова, она не несет вражду никакому государству. Она враждует только с бесами.
Сейчас, когда общество заполитизировано и перегрето, очень важны любые объединительные решения, жесты, высказывания. Структура часто лукавит, да, но сейчас не время ей «вспоминать». Мирятся? Ура!
А в целом Юрий написал довольно заангажированный текст 🙂
Werty Simens московский патриархат это не политическая структура, а церковь Христова, она не несет вражду никакому государству. Она враждует только с бесами.
Все было бы хорошо, если бы только сами священники из МП не подорвали своего авторитета среди верующих. Когда простых людей убивали на мирной демонстрации они тихо стояли в стороне и никак и ничем не выражали своей миротворческой позиции. Они даже не попытались остановить беркут, хотя ни одна конфессия не осталась в стороне от трагедии и открыто молились с людьми, поддерживая их естественное стремление к свободе. Не говоря уже о том, что вся пресса гудела, когда Лебедь назвал януковича подобным Иисусу… Если церковь МП хочет восстановить свой авторитет в глазах народа, то она должна не на словах, а на деле отделиться от государства. Но такой тенденции даже не намечается. Мало того, государство, от которого зависит МП, теперь, извините, в результате своей военной тирании Украины попало в разряд врагов. Думаю, что в результате ничего разваливать и отнимать не надо — само все развалится, как только люди перестанут приходить. Духовность — дело тонкое, никто и никогда никого не заставит…