Тезисы лекции канадского экономиста Олега Гаврилишина в Эдинбургской бизнес-школе

Hawrylyshyn_Oleh_IMFВыступление Олега Гаврилишина в бизнес-школе было посвящено результатам реформ в странах бывшего СССР и советского блока. В прошлом ученый работал заместителем руководителя европейского департамента МВФ. 

В начале 90-х у Украины и Польши уровень ВВП на душу населения был одинаков. Теперь у Польши он в три раза выше. Это результат быстрых экономических реформ, либерализации, развития рыночных институтов. Целью было создать страну не просто с рыночной экономикой,  а повысить благосостояние людей.

На постсоветском пространстве распространено мнение о том, что быстро реформы проводить нельзя. Это будет слишком большим шоком для народа. Теперь, 25 лет спустя, мы видим, где именно хуже жилось гражданам. Шок был в тех странах, где НЕ проводили рыночные реформы. В России и Украине.

В начале 90-х лидеры Украины говорили, что нам не нужны быстрые реформы, потому что будет как в Польше. Сначала мы должны построить государственные институты. Действительно ли они так думали? Думаю, они рассуждали так: а давайте, парни, сначала сделаем так, чтобы мы были наверху. А потом уже реформы. Это — не тезис. Это — моя гипотеза.

Валенса — глава «Солидарности» в Польше и  Гавел — «Хартии 77 года» в Чехии —  очень скептично относились к рыночной экономике. Они тоже боялись, что трансформация станет слишком большим ударом, наступит имущественная несправедливость, будет много капиталистов. Но они понимали, что если нужно идти, то нужно идти вперед. Они руководствовались принципом – «Прощай Ленин, давайте вперед». Для Украины сегодня это очень важно. Нужно сказать: «Прощайте, бывшие президенты!»

Валенса и Гавел руководствовались принципом – «Прощай Ленин, давайте вперед!» tweet

В Украине распространено мнение, что мы Европейскому Союзу не нужны. Мол, Европа нас не хочет, нас не приглашает.  Но я извиняюсь — а кого Европа приглашала?  В первом тексте договора, который ЕС предложил для Вышеградской четверки, ничего не было о членстве. Поляки и чехи год говорили  «Мы имеем ввиду членство». А только потом согласовали формулировку, что договор — это первый шаг для цели — членства в ЕС. Так что понятие «членство»  появилось не потому, что европейцы попросили, а потому, что поляки и чехи этого добивались.

Со вступлением в ЕС значительным образом связан приток внешних инвестиций. Посмотрите на Польшу, Чехию, страны Балтии.  В этих государствах стремительный рост объема внешних инвестиций произошел еще до вступления в Евросоюз,  на этапе предварительных договоров. Инвесторы поверили в неотвратимость демократических перемен. Поэтому даже путь в сторону ЕС повышает конкурентоспособность страны на мировом рынке капитала. Для иностранных инвесторов было достаточно знать, что страны идут путем на европейское членство. Инвесторы рассуждают так:  пусть сейчас плохо, но через 3-5 лет будет лучше и я, как инвестор, хочу быть первым на новом рынке. Поэтому для Украины важно двигаться в этом направлении. Сейчас Украина далеко позади этих стран в объеме инвестиций на душу населения.

Украинское общество очень изменилось. Оно больше не боится. В том числе и трудностей, которые вызовут реформы. Сейчас больше, чем раньше, людей новой генерации, которые много знают,  им близки европейские ценности. Это — фактор успеха.

Украинское общество очень изменилось. Оно больше не боится. В том числе и трудностей, которые вызовут реформы tweet

Еще один фактор. Европа  сейчас очень сильно заинтересована в Украине. И хотя она не очень помогает в ситуации с Донбассом,  она делает все возможное, чтобы Украину притянуть. И раз ЕС начал это делать, то Украине надо начинать процесс переговоров о вступлении в Евросоюз. Сейчас уже нет того разочарования, которое было у европейских лидеров после Оранжевой революции, когда они думали, что Ющенко — другой и украинцы мыслят, как европейцы. Сейчас Европа очень позитивно настроена. И Украине нужно этим пользоваться.

 

*

Top