Олигархи Игорь Коломойский и Дмитрий Фирташ развязали медиа-войну. У кого из них больше шансов выйти из нее победителем
Война между двумя украинскими олигархами Игорем Коломойским и Дмитрием Фирташем длится уже несколько месяцев. На этой неделе противостояние обострилось – подконтрольные бизнесменам телеканалы показали в эфире документальные фильмы, порочащие репутацию конкурентов своих владельцев.
На Интере вышел 17-минутный ролик «Приват. Хамелеон» об Игоре Коломойском и его связях с прошлым режимом. «Он наш — днепробандеровец, спаситель страны, борец за Украину. Из незаурядного олигарха стал почти Гераклом. Ему аплодируют и забыли, как он был неотъемлемой частью Семьи беглого Януковича. Делил с ним все, пережил Майдан, учуял точку невозврата беглого президента и стал плакатным героем» — негативное отношение к олигарху задается с первых секунд ролика.
Фильм вызвал бурю эмоций в социальных сетях. В youtube этот ролик за два дня набрал 78 000 просмотров.
Информационное агентство «Украинские новости», которое также контролируется Дмитрием Фирташем, тоже подбрасывает дрова в костер. Вчера оно выпустило новость о частых нерабочих поездках Коломойского в Женеву.
Губернатор Днепропетровской области не отстает. Информационную войну против Фирташа Коломойский начал еще в мае. Тогда на 1+1 начали все чаще появляться сюжеты с обвинениями Фирташа в сотрудничестве с Кремлем и прошлым режимом.
Пару дней назад в сети интернет появилась аудизапись разговора якобы Игоря Коломойского с гендиректором 1+1 медиа Александром Ткаченко. В нем они обсуждают необходимость информационной атаки против Олега Ляшко. «Это спецпроект Левочкина», — говорит голос, похожий на голос Коломойского. «Хорошо. Не вопрос», — отвечает мужчина голосом, похожим на голос Ткаченко.
После этого разговора на 1+1 вышел 16-минутный фильм «Как Левочкин забил последний гвоздь в гроб Януковича», посвященный дню рождения бывшего президента. В нем досталось не только Левочкину и Ляшко, но и Фирташу.
Телеканал 1+1 подходит к информационной войне более утонченно – разоблачительные сюжеты выходят не только в новостных выпусках, но и в проектах по расследованию «Гроші» и «Украинские сенсации», которые много внимания в последние несколько месяцев уделяют злоупотреблениям прошлой власти, поэтому выглядят не так странно, как разоблачающий фильм о Коломойском на Интере в прайм-тайм.
Судя по всему, медиавойна продолжится и дальше– на днях к корреспонденту Hubs обратились коллеги упомянутых телеканалов с просьбой прокомментировать злоупотребления одного из олигархов на госпредприятиях.
Hubs обратился в пресс-службу телеканалов за комментариями, но ни Интер, ни 1+1 пока не ответили на наши запросы. Заместитель губернатора Днепропетровской области и приятель Коломойского Борис Филатов в своем facebook утверждает, что нынешняя медиа-кампания выгодна России – уж слишком Коломойский впал в немилость к Путину, поломав его планы относительно Днепропетровской области.
В GroupDF на запрос Hubs также не ответили. Впрочем, неофициально там утверждают — » ничего личного, только бизнес».
«Это бизнес-конфликт – Коломойский нацелился на некоторые активы группы», — рассказывает один из бывших менеджеров GroupDF. Так, с подачи Коломойского этим летом была отменена и приватизация «Сумыхимпрома» — дорогу Фирташу перешла дружественная «Привату» компания «Бизнес-инвест», из-за которой конкурс отложили до лучших времен.
Впрочем, политтехнологи и пиар-специалисты уверены, что дело не только в бизнес-конфликте. Куда более интересным может оказаться противостояние кланов Фирташа/ Левочкина и Коломойского на политической арене.
Елена Деревянко,
партнер Агентства PR-Service, вице-президент Украинской PR-Лиги
Информационное противоборство, о котором идет речь – бой титанов в полном смысле слова. Схлестнулись сопоставимо обеспеченные ресурсами (организационными, медийными, финансовыми, интеллектуальными) команды сопоставимого профессионализма. Стартовые позиции Днепропетровска в этой войне крепче, поскольку репутация главного героя, по сути, являет собой пример антихрупкости – даже негатив работает в нынешних условиях на ее укрепление.
Что же касается задействованных СМИ, то я не думаю, что их рейтингам что-то угрожает – наоборот, такого рода зрелищные противостояния традиционно вызывают интерес. Как писал классик, «сеанс черной магии с ее разоблачением». Однако не нужно абсолютизировать информационное измерение событий, которые мы наблюдаем. Намного важнее, что будет происходить в реальной жизни, и какие действия по отношению друг к другу предпримут стороны в плане реализации своих политических и бизнес-интересов.
Захар Чистяков,
управляющий партнер агентства конфликтного PR — /PR i Z/
Бизнесмены воюют постоянно. Из наиболее интересных в информполе можно назвать войну Рината Ахметова и Игоря Коломойского за «Днепроблэнерго»; за ряд активов между братьями Чуркиными, Константином Жеваго и Вадимом Новинским; Яковом Грибовым, Анатолием Кипишем и семьей Глусь за Nemiroff.
Войны (если они не религиозные) ведутся за ресурсы или возможность влиять на их перераспределение. Данный случай не является исключением. Получение власти в той или иной форме позволит более успешной стороне конфликта определять политику государства и, как следствие, доступ к ресурсам.
Сложно определить эффективность такой войны для каждой из сторон. Однако для большинства аудитории и будущего Украины она губительна. Аудитории «промывают мозги» диаметрально противоположной информацией. Внешние интересанты с успехом пользуются внутренними раздорами и могут «подкидывать дров в костер», делая зависимыми стороны конфликта.
Устраивать «бой на тонущем корабле» могут только те, кто не озабочен его судьбой tweet
В информационном поле пока никто эту войну не выигрывает. Однако Коломойский играет от своего имени, и в случае победы получит дополнительный бонус к своему имиджу. В случае проигрыша – наоборот.
Устраивать «бой на тонущем корабле» могут только те, кто не озабочен его судьбой. Или же целью этого боя является желание одной из сторон полностью «утопить корабль», а другой – его спасти. В данном случае, мне кажется, о спасении «всего корабля» ни одна сторона не задумывается. Борьба, скорее, за «спасительные шлюпки».
Это в каком-то роде цензура, когда хозяин вынуждает журналистов воевать за свои интересы – это корпоративная «джинса». tweet
Наталья Лигачева,
шеф-редактор издания о медиа «Телекритика»
Любая война олигархов хороша тем, что мы узнаем какую-то часть правды о них. Но это война, которая ведется без соблюдения стандартов, и это — большая проблема. Нужна точка зрения тех экспертов, которые не связаны со стороной конфликта.
В этой информационной войне задействованы средства массовой информации, которые принадлежат воюющим между собой олигархам. Это в каком-то роде цензура, когда хозяин вынуждает журналистов воевать за свои интересы – это корпоративная «джинса».
Я сомневаюсь, что эта «война компроматов» оказывает какое-то влияние на рейтинги. Они такое не зафиксируют – программы большие, в них много сюжетов, поэтому трудно будет понять, с чем это связано.
Денис Богуш,
президент PR-агентства Bohush Communication. Член Международной ассоциации паблик рилейшнз (IPRA)
На телеканалах делается только часть работы, это способ повлиять на несколько человек, которые принимают решения и могут смотреть эти каналы, и на элиту, которая может это обсудить.
Началось с того, что окружение Коломойского принялось рассказывать о необходимости национализировать собственность бизнесменов, которые финансировали терроризм. Все инвесторы, которые сюда заходят и вкладывают деньги, понимают, что если будет нарушено право собственности в этой стране, тогда никто в нее не будет вкладывать денег. Это испугает всех, все начнут больше выводить свои активы за рубеж.
Сейчас происходит перераздел не только ресурсов, но и власти tweet
Коломойский — сам олигарх, который начал получать конкретную региональную власть. И сейчас происходит перераздел не только ресурсов, но и власти. Мы видим только надводные камни, но там под водой происходит много активностей. Перераздел связан непосредственно с войной и Коломойский чувствует себя на коне. Он может сделать несколько смелых ходов по этому переразделу, а остальным олигархам это не очень нравится. Ахметов на эту тему промолчал, но основная атака, конечно, на него.
Люди немножко по-другому воспринимают все, что происходит на востоке, и у Коломойского есть несколько вариантов выхода из этой ситуации. Если он начнет играть в сильный пиар, то может «переборщить» на отторжение, потому что все понимают, что у него деньги. А если не будет играть, то станет народным героем не только в Днепропетровской области, но и в Донецкой и Луганской. Там идут разговоры, чтобы эти области переподчинить частично Днепропетровской области. А это, конечно, не нравится остальным, потому что есть некий порядок.
Пока выигрывает Коломойский, и очень сильно. Я думаю, что люди в Днепропетровской области ему очень благодарны, что война не просочилась к ним в область. Он фактически спас целый регион. У Коломойского — железобетонная поддержка. Даже если его будут атаковать другие олигархические кланы, он будет выигрывать.
Сергей Гайдай,
политтехнолог, директор по стратегическому планированию агентства Гайдай.Ком
Как только Майдан завершился и прошла инаугурация нового президента, стало понятно, что будут перевыборы в Верховную Раду. С этого момента война уже предопределена, она точно должна была начаться, ведь у группы Фирташа-Левочкина и Коломойского существуют политические интересы. И те, и другие когда-то были политическими инвесторами, они опытные в этих делах. Политика является инструментом контроля ресурсов, вот сейчас за эти ресурсы и будут биться.
Рассуждать, кто в этой игре побеждает, бессмысленно, у обоих довольно сильные позиции, у Коломойского она сильней, но уязвимей из-за публичности. Я считаю, у него очень неплохие шансы пройти в парламент. Его биографией и активами интересуются. У Левочкина и Фирташа меньше шансов пройти в парламент. Их проект — Партия развития Украины — несет негатив, ведь это — отколотая часть Партии Регионов.
Чаще всего война приносит потери для обеих сторон. Это лишь обмен ударами.
Тарас Загородний,
управляющий партнер Национальной антикризисной группы
Игорь Коломойский очень удачно инвестирует деньги в украинский патриотизм и завоевал достаточную популярность. В отличие от не очень далеких «коллег», он быстро понял, что патриотизм — это не только выгодно с точки зрения бизнеса (люди с автоматами готовы защищать не только свои дома, но и его бизнес в Днепропетровске), но и очень удачный инструмент перераспределения бизнеса. То есть под шумок борьбы с терроризмом очень легко получить долю в других бизнесах. Более того, отсутствие поддержки государства в трудный для страны момент также можно трактовать как поддержку действий оккупантов.
Коломойский в отношении других олигархов ведет со счетом где -то 10:0 tweet
Второй аспект политика. Условный «Блок Коломойского» со старта получает 10% мест по партийным спискам. До конца кампании вполне может достигнуть результата 20-25%. Для этого у Коломойского достаточно финансовых, организационных и медийных ресурсов. А это — серьезная заявка на премьерство. Третий аспект — за Коломойским стоит реальная военная сила, которая ему подконтрольна, и это делает его самым влиятельным человеком страны. Хочу сказать, что Коломойский — чуть ли не единственный человек в стране, который играет в реальную политику, а не виртуальную, в которую привыкли играть наши политики. Он первым на интуитивном уровне ощутил, что страна резко поменялась, поэтому он выиграет эту войну. Он ведет в отношении других олигархов со счетом где-то 10:0.
По сути, Коломойский очень умело разыграл карту — «что выгодно Коломойскому, то выгодно государству». То есть, кто сейчас против него, тот — против государства в трудный для страны момент. Зачинщикам травли Коломойского это пойдет только в минус. Тем более, что подобная кампания идет в России. Слово Коломойского сегодня стоит дороже всех других слов, сказанных против него.
Коломойский сейчас активно помогает государству и стране деньгами, что в представлении людей означает, «что тот возвращает долг стране», которая его сделала богатым. Это вызывает много симпатий. Коломойский еще выиграет потому, что на его стороне будет очень много людей в армии, которым он реально помогал деньгами, ресурсами, заботился о родственниках погибших. Доверие к армии сейчас резко возросло и стало институтом страны. А симпатии населения будут на стороне того, кому симпатизирует армия.