В 35,2 млрд грн
Группа «Нафтогаз» в 2018 году из-за долгов по PSO и долгов облгазов за услуги балансирования перед «Укртрансгазом» имеет отрицательный чистый денежный поток и войдет в 2019 год с минимальными остатками денежных средств, что затрудняет закупки газа в пик отопительного периода, — написал он на своей странице в Facebook.
«В целом мы видим, что в 2019-м нас ожидает дефицит ликвидности объемом 35,2 млрд грн», – заявил глава правления НАК «Нафтоаз Украины» Андрей Коболев.
По словам главы НАК, под угрозой также проекты по развитию добычи газа, модернизации ГТС, поскольку только «Укргазвыдобування» нуждается в следующем году не менее чем в 38 млрд грн.
Одной из коренных проблем для группы А.Коболев назвал продажу газа по ценам ниже рыночных в рамках возложенных на нее правительством спецобязательств.
Глава правления НАК напомнил, что, согласно закону «О рынке газа», Кабмин должен компенсировать потери, вызванные выполнением таких спецобязательств, которые он оценил в 102,9 млрд грн за период с октября 2015 года до конца июня 2018 года.
«Одновременно даже при реализации газа по льготной цене долг за него растет и достиг 57,5 млрд грн, в том числе 24,7 млрд грн задолжали «газсбыты» и 32,9 млрд грн — тепловики и ТЭЦ. «Нафтогаз» применяет весь законный инструментарий для взыскания долгов, но иногда это дело безнадежное. По состоянию на середину текущего года мы насчитали резерв на сомнительную задолженность потребителей за PSO объемом 7 млрд грн», – отметил А.Коболев.
По его словам, долги облгазов и других потребителей за услуги балансировки перед «Укртрансгазом» по состоянию на конец октября превышали 28,3 млрд грн, из них наибольшая часть (18,7 млрд грн) приходится на «собратьев «газсбытов» — группу облгазов РГК.
«Каков выход из этой ситуации? Нужно, наконец, определиться, что является большей ценностью — частная монополия Фирташа или государственная компания, развитие отечественной добычи газа, энергетическая независимость Украины», – подчеркнул глава «Нафтогаза».
Он также призвал правительство начать платить предприятиям группы компенсацию за выполнение спецобязательств, хотя неделю назад премьер Владимир Гройсман заявил в парламенте, что не намерен этого делать.