И оставить вне регулирования конвертацию "крипта-крипта"
Национальная комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (НКЦБФР) определилась с основными принципами регулирования рынка криптоактивов, которые следует закрепить законодательно, заявил член комиссии Максим Либанов на «Украинском финансовом форуме» в Одессе, организованном инвестгруппой ICU.
«С нашей точки зрения, подлежать регулированию должны только те операции, которые предполагают конвертацию криптоактивов в фиатные деньги и наоборот. Операции, которые предусматривают обмен крипты на крипту не должны находиться в зоне регулирования, в зоне регулирования только фиат-крипта и крипта-фиат», – сказал он.
М.Либанов отметил, что регулирование и контроль, а также финансовый мониторинг должны происходить в этой точке конвертации, а при обратном выходе из крипты в фиат, возможно, будет происходить и налогообложение.
Он сказал, что НКЦБФР также предлагает дать ей полномочия по классификации токенов и отнесению их к тому или иному виду. По его словам, регулированию должны подлежать токены, имеющие признаки финансовых инструментов и используемые с целью привлечения финансирования, в том числе через ICO, тогда как utility токены должны быть вне зоны регулирования комиссии.
М.Либанов добавил, что согласно видению НКЦБФР, в зоне ее ответственности должны быть операции ICO и сама процедура ICO, а среди субъектов для лицензирования и регулирования он назвал легальные точки конвертации фиата в крипту и наоборот, которые делятся на две группы: криптообменники (односторонние точки обмена по заранее определенному курсу) и крипто-биржи.
Член комиссии напомнил, что Совет по финансовой стабильности Украины поддержал предложение, что НКЦБФР должна быть регуляторов рынка криптоактивов в Украине.
По его мнению, законодательство о регулировании криптоактивов в Украине должно определить принципы регулирования, а не жесткие правила, как это принято сегодня, так как индустрия меняется очень быстро.
М.Либанов представил на форуме предложенные НКЦБФР определения для криптоиндустрии, в целом согласившись, что в рамках действующего правового поля криптоактивы – это нематериальные активы.
Согласно предложениям комиссии, «виртуальные активы – любая форма записи в рамках распределенного реестра записей в цифровой форме, которая может использоваться как средство обмена, единица учета или как средство сбережения стоимости».
«Криптовалюта – виртуальный актив в форме токена, функционирующий как средство обмена или сохранения стоимости. Токен – цифровая единица учета в рамках распределенного реестра записей, которая свидетельствует имущественные и/или неимущественные права собственника токена, отвечающие обязательствам эмитента», – указал М.Либанов.
Он отметил, что криптовалюта – новый вид финансового инструмента, «не известный нашему законодателю до сих пор», так как пока в украинском законодательстве есть только ценные бумаги и дерривативы.
В то же время он подчеркнул, что совместной позицией НКЦБФР и НБУ является то, что криптовалюта не может считаться средством платежа, так как Конституция называет единственным законным средством платежа на территории Украины гривню.
«Предложения законодательно признать (криптовалюту) средством платежа – с нашей точки зрения, это путь в никуда», – заявил М.Либанов.