Эксперты раскритиковали инициативу Укртатнафты по квотированию импорта нефтепродуктов

По мнению «А-95», дополнительные ограничения могут спровоцировать рост цен

В Украине инициатива крупнейшего украинского НПЗ «Укртатнафта» по ограничению импорта нефтепродуктов в Украину путем введения квот может повлечь за собой рост цен для всех категорий потребителей, разрушит устойчивую модель обеспечения страны топливом и не решит проблем нефтеперерабатывающей отрасли, — говорится в сообщении пресс-службы «Консалтинговой группы А-95» со ссылкой на ее экспертов.

По мнению группы, обращение «Укртатнафты» в Министерство экономического развития и торговли Украины с требованием ограничения импорт, начиная с 1 мая 2018 года, якобы содержит массу манипуляций и не указывает истинные причины сложной ситуации в украинской нефтепереработке.

Эксперты утверждают, что в своем обращении «Укртатнафта» якобы не рассматривает итоги 2017 г., когда она увеличила производство бензинов на 17,4%, а суммарно доля украинских производителей превысила 40% рынка. Выпуск дизтоплива на заводе вырос на 25% тыс. т, доля рынка – до 12%.

Как поясняется в релизе «Консалтинговой группы А-95», это произошло после перехода «Укртатнафты» и Шебелинского ГПЗ на выпуск нефтепродуктов по стандарту Евро-5, что позволило им нарастить переработку и начать продажи своих топлив по ценам импорта – по максимальным среди всех возможных направлений. Причем столь благоприятная конъюнктура дает основания прогнозировать, что в текущих рыночных условия в 2018 г. доля бензинов украинского производства может превысить 50% рынка.

«Главной проблемой украинских НПЗ на рынке бензина является не импорт, а падение потребления более чем на чем на треть за последние четыре года. Для наращивания продаж «Укртатнафте» необходимо изменить свою сбытовую политику, а не пробовать изменить рынок нерыночными методами», – цитируется в сообщении директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
В сообщении добавляется, что в «А-95» разделяют озабоченность ситуацией в нефтеперерабатывающей отрасли, но причиной этого считают не импортные поставки, а отсутствие инвестиций в модернизацию НПЗ и как следствие низкую эффективность переработки украинских заводов.

«Группа «Приват» контролирует «Укртатнафту» с 2007 г., и за это время не построила ни одной новой установки, ограничиваясь перепрофилированием и ремонтами существующего оборудования. Рост импорта нефтепродуктов стал следствием, а не причиной упадка отрасли», – заявил Куюн, напомнив, что группа «Приват» уже закрыла два принадлежащих ей НПЗ в Дрогобыче и Надворной из-за их технологической отсталости, после чего «захватила» более современный НПЗ «Укртатнафта».

Таким образом, эксперты «А-95» считают, что ограничение импорта не решит проблемы низкой эффективности украинских НПЗ и не приведет к возобновлению работы остановленных заводов. Но при этом будет якобы будет разрушена устойчивая и диверсифицированная система поставок нефтепродуктов в Украину, что неизбежно приведет к росту цен.

«Инициатива ограничения импорта – очередная попытка монополизировать рынок нефтепродуктов группой «Приват». Дестабилиция поставок в периоды уборочных и посевных, рост цен и дальнейший вывод прибыли на оффшорные юрисдикции – других результатов этот проект иметь не будет», – резюмировал руководитель консалтинговой группы.

Ранее сообщалось, что пока нефть дорожала на данных о сокращении ее добычи в Ливии и торгуется по $66,92Беларусь с 1 марта 2018 г. снизила экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

*

Top