Производителям грозят проверки, штрафы и приостановка деятельности
4 апреля 2018 года в Украине заработает новая система контроля качества и безопасности пищевых продуктов, — заявила вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе, передает ее пресс-служба.
Как уточнила вице-премьер, речь идет о вступлении в силу Закона Украины «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровья и благополучия животных».
По словам госпожи Климпуш-Цинцадзе, новый закон, с одной стороны, создаст условия для обеспечения лучшего качества и безопасности пищевой продукции для потребителей, а с другой — введет четкие и прозрачные процедуры проверок, минимизируют коррупционные риски и будет способствовать развитию честной конкуренции. Ключевыми новшествами нового закона чиновник назвала риск-ориентированный подход к проверкам операторов рынка и внедрение Акта проверки.
Планируется, что предприятия будут проверять в зависимости от степени риска для жизни и здоровья людей (например, в магазине, где продается упакованная продукция длительного хранения, рисков меньше, чем в магазине, где продается свежее мясо).
Также, в соответствии с новым законом, инспекторы Госпродпотребслужбы будет осуществлять проверки, согласно Акту проверки. Этот документ будет содержать исчерпывающее количество вопросов для проверки и будет публичным, что якобы должно минимизировать коррупционные риски.
В Кабмине отмечают, что за нарушение нового закона предусмотрены жесткие санкции. В частности, сумма штрафа для юридических лиц может достигать 70 000 гривен — в зависимости от совершенного правонарушения. При этом в случае обнаружения на производстве факторов, представляющих опасность жизни и здоровью людей, инспектор может принять решение о временной приостановке производства и/или обращения пищевых продуктов и/или кормов.
В то же время Климпуш-Цинцадзе призвала политиков воздержаться от спекуляций нормами нового закона, призванного улучшить качество и безопасность пищевых продуктов в Украине и защитить добросовестных операторов рынка от давления контролирующих органов.
Ранее сообщалось, что в течение 2017 г. в территориальные органы Госпродпотребслужбы поступило более 19,7 тыс. предложений, обращений, жалоб и заявлений от потребителей, из которых на личном приеме принято около 6 тыс., а по результатам рассмотрения этих обращений 39% требований граждан удовлетворены. По информации Службы, потребителям возвращено почти 6 млн грн за некачественные товары и предоставленные услуги, что в два раза больше, чем в 2016 г.