35 нардепов от фракции Партии регионов голосовали вместе с оппозиционерами. Насколько велика их способность идти на компромисс?
День скорби, объявленный в среду Президентом Виктором Януковичем, начался тяжело. Около 9.30 утра протестующие смогли оттеснить подразделения «Беркута» к Октябрьскому дворцу, а вместо запланированного на этот день заседания Верховной Рады работников аппарата и немногочисленных нардепов эвакуировали.
В 10 утра начался обстрел первого этажа гостиницы «Украина» – как только туда приблизились митингующие. Снайперы стреляли прицельно: в шею, голову и сердце. По оценкам протестующих, погибли от 70 до 100 человек, по оценке Министерства охраны здоровья Украины — 75.
Первым о необходимости экстренного заседания парламента заявил один из заместителей главы фракции Партии регионов Сергей Тигипко. На своей странице в Facebook он написал, что депутаты немедленно должны сменить спикера, избрать премьер-министра, кандидатура которого будет поддержана всеми фракциями, и создать временную следственную комиссию по расследованию всех нарушений, которые привели к человеческим жертвам. Тигипко также объявил, что внутри фракции ПР создана «антикризисная группа», призванная реализовать заявленные шаги в парламенте.
В результате депутаты собрались в Раде на 15.00. Спустя почти семь часов приняли постановление, которое запрещает использовать оружие, обязывает прекратить огонь и вернуть войска в места постоянной дислокации. За документ проголосовали 236 депутатов, 35 из них — регионалы. Как удалось собрать нужные голоса, и почему на голосование не приехал сам Сергей Тигипко?
С натяжкой
Хотя депутаты и начали собираться в парламент около двух часов дня, Вице-спикер Руслан Кошулинский не спешил открывать заседание. Нардепы ждали кворума.
Основную надежду возлагали на представителей Партии регионов, которым надоело происходящее в стране – без них голосов оппозиции и внефракционных депутатов по-прежнему не хватало.
Таких, по идее, должно было быть много. К моменту начала встречи в парламенте заявление о выходе из фракции ПР написали уже 13 депутатов. Самый важный шаг, вероятно, сделал глава КГГА Владимир Макеенко. «Ни один олигарх не погиб, ни один политик не погиб! Я, как руководитель Киевской администрации, занимаюсь погребением десятков трупов простых людей каждый день! — эмоционально заявил он днем, 20 февраля, объясняя причины выхода из ПР. — Человеческая жизнь должна быть высшей ценностью в нашем государстве, и ничто не может противоречить этому принципу».
На нем список несогласных с внутренней кухней Партии регионов, ожидалось, не должен закончиться.
И 35 регионалов (в том числе тех, кто уже написал заявление о выходе из ПР), действительно, собралось. Пришедший в Раду Макеенко выглядел осунувшимся и потрясенным. Увидев его, депутата подошла по-дружески обнять депутат от УДАРа Ирина Геращенко.
Компромисс
В ожидании, пока в Раде соберется достаточное количество народных избранников, первый заместитель главы партии «Батьківщина» Александр Турчинов зачитал пункты, на которых, ради прекращения огня, настаивает оппозиция. Среди них: выразить недоверие спикеру Владимиру Рыбаку и вице-спикеру Игорю Калетнику; назначить дату президентских выборов; отстранить от исполнения обязанностей и.о. Министра МВД Виталия Захарченко и выразить недоверие Генпрокурору Виктору Пшонке. Планировал он проголосовать и за возвращение Конституции образца 2004 года.
Скоро стало ясно, что голосов в поддержку всех этих пунктов Рада не соберет. «Нужно постановление, которое позволило бы вывести войска, — объяснял в кулуарах Рады внефракционный депутат Игорь Еремеев нардепу от ПР Геннадию Васильеву. – И можно проголосовать за отставку двоих (Рыбака и Калетника – Hubs). Тогда фактически исполнять обязанности будет Кошулинский». Васильев молча слушал. Он – один из тех, кто в этот день пытался убедить регионалов голосовать в унисон с оппозиционерами.
Но в Раде был и другой нардеп, Вадим Новинский, выступающий «против». «Он рассказывал, что происходящее здесь сегодня – неправильно, что завтра мы все решим цивилизованным путем», — говорит один из депутатов, заявивший о выходе из фракции ПР. Новинский то и дело разговаривал о чем-то в кулуарах с Турчиновым, нардепом Николаем Мартыненко, а позже – с Тягнибоком и Яценюком.
В момент, когда в Раду начали стекаться регионалы, у Президента Виктора Януковича явно сдали нервы – он лично звонил многим регионалам с просьбой не предавать его, – говорит нардеп от «Батьківщини» Александра Кужель.
В итоге единственным документом, на принятие которого нашлись бы голоса, стал пункт о срочном отзыве силовиков из Киева и прекращении ими боевых действий.
Около восьми вечера у входа в сессионный зал стоял Турчинов с группой депутатов от «Батьківщини». «Ребята, давайте голосовать за постановление о прекращении военных действий! — вступил в их диалог внефракционный нардеп Олег Ляшко. — За это есть 226 голосов! Пусть потом хоть один мент попробует стрельнуть». «Да!», — поддержал его регионал Николай Рудьковский, появившийся за его спиной.
Правда, и здесь не обошлось без проблем. На согласование текста ушло несколько часов. В это время депутаты или ходили по кулуарам, или сидели в буфете. «Есть два варианта, почему мы тянем: либо ждем лидеров оппозиции, которые сейчас — на встрече с главами МИД Польши, Германии и Франции, либо у нас просто не хватает голосов», — рассуждал в кулуарах один оппозиционный депутат. «Это все превращается в пшик», — жаловался второй.
Чтобы обеспечить успех голосованию, Ляшко предлагал добавить в проект постановления пункты, которые устроят регионалов. Для них была важна норма об осуждении обоих сторон конфликта, применявших оружие, – рассказал депутат от ПР Нестор Шуфрич: он в этот день от лица своей партии согласовывал текст постановления. «Да мы уже вносили в него изменения! На нем живого места нет!», — возмущался нардеп от «Батьківщини» Руслан Князевич.
В результате перепалки Князевич вместе с Ляшко все же отправились в кабинет Кошулинского вносить изменения в текст документа. Позднее туда быстро пошли внефракционные нардепы Давид Жвания и Инна Богословская. «Ждем, голоса будут», — сказала депутат. За ними – Турчинов и Мартыненко.
Пока нардепы ждали согласованного текста постановления, внефракционный Петр Порошенко говорил по телефону: «Да, Штефан… Это будет список?.. Они применяют боевое оружие!», — слышались отрывки разговора. Очевидно, Порошенко говорил о санкциях в отношении украинской власти с еврокомиссаром по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефаном Фюле.
Ключевое соглашение
Около 21.30 после встречи с главами МИД Польши, Германии и Франции в Раду приехали оппозиционные лидеры: Кличко, Яценюк и Тягнибок. В этот день они встречались с «европейской тройкой» дважды – утром и вечером.
В Раду лидеры оппозиции привезли четыре важных согласованных пункта договора, –говорит один из нардепов от УДАРа. При посредничестве европейцев этот договор должен быть подписан между оппозиционерами и Януковичем.
Hubs удалось узнать суть этих пунктов: у парламента есть неделя, чтобы вернуть Конституцию образца 2004 года; после этого, до начала осенней сессии Рады, текст нужно сбалансировать окончательно; сразу после вступления в силу Конституции образца 2004 года провести президентские выборы в Украине – но не позже до конца 2014 года; воздержаться от применения излишней силы. «Теперь вопрос, как этот текст преподнести Майдану», — задумчиво сказал оппозиционер.
Повестки дня в Раде этот документ не касался, но, приехав в Раду, трое оппозиционеров поведали депутатам содержание будущего договора. Затем «тройка» включилась в общий процесс обсуждения проекта постановления.
Около 10 часов вечера текст о выводе из Киева всех видов войск удалось согласовать, причем требование ПР об ответственности оппозиции из него в финальном итоге все же убрали, – утверждает нардеп от УДАРа Валерий Карпунцов. В поддержку документа высказались 236 депутатов, после чего они оглушительно аплодировали и пели гимн.
На большее рассчитывать не приходилось – регионалы отказывались голосовать. «О, наши уже уходят», — бросил Шуфрич вслед Александру Зарубинскому. Депутаты приняли решение работать без выходных, и на этом Кошулинский объявил перерыв до 10 утра.
На вопросы журналистов, почему депутаты не стали голосовать за возврат Конституции образца 2004 года, депутат Петр Порошенко сказал, что текст проекта документа еще не согласован. «Завтра у нас тоже будет 226 голосов», — пообещал он. «Многие регионалы, обещавшие голосовать, сегодня якобы не доехали. Будем надеяться, что они не подведут», — сказал один из нардепов от УДАРа.
Не приехавшие
Оппозиционеры утверждают, что поддержка со стороны «регионов» могла быть значительно больше. По информации Hubs, переговоры о поддержке со стороны нардепов от ПР с ними от «Батьківщины» вел Николай Мартыненко. Но многие члены ПР вчера просто не решились ехать в парламент. «Я лично перезвонил троим знакомым из ПР, все побоялись, что в них будут стрелять по дороге», — рассказал один из нардепов от УДАРа.
Кроме того, в Раде не было представителей т.н. группы Рината Ахметова. «Ждут договоренностей Президента с тройкой ЕС», — пояснил Hubs по телефону собеседник в этой группе.
Но главным разочарованием дня стал сам глава одной из парламентских групп во фракции ПР депутат Сергей Тигипко. В его группу входят депутаты, связанные с собственником Group DF Дмитрием Фирташем и экс-Главой Администрации Президента Сергеем Левочкиным. Именно Тигипко утром «подбил» депутатов собраться в парламенте и решить, наконец, судьбу страны. «Президент, Председатель Верховной Рады, и.о. Премьер-министра и лидеры оппозиции полностью потеряли контроль над ситуацией в стране… Депутаты от фракции Партии регионов заявляют о создании внутри фракции антикризисной депутатской группы. Мы приглашаем всех народных депутатов, вне зависимости от их партийности, присоединиться к совместной работе по реализации заявленных шагов в парламенте», — говорилось в опубликованном им заявлении утром, 20 февраля. В итоге сам Тигипко в здание под куполом не приехал.
Спустя несколько часов после начала заседания в Раде появилась новость, что все это время Тигипко находился на встрече в одном из иностранных посольств в Украине. Но депутаты не под диктофон говорили, что это не так.
«Тигипко якобы был на встрече в посольстве США, ему позвонили: «Ну, ты где?», а он отвечает, что боится – убьют по дороге», — говорит еще один нардеп от УДАРа. По его словам, оппозиционеры работали над гарантиями безопасности для перешедших на их сторону членов ПР, но, видимо, Тигипко их не хватило.
Один из внефракционных нардепов предположил, что Тигипко – спланированная акция регионалов: дать ложную надежду оппозиции на принятие их пакета документов в ВР. «Честно говоря, у этой истории неприятный запах», — говорит нардеп. Но за постановление все же проголосовали несколько человек, входящих в группу Тигипко. В числе проголосовавших – Николай Рудьковский, Яков Безбах (связывают с Виктором Пинчуком — Hubs), Ярослав Москаленко, Лариса Мельничук, Владимир и Сергей Кацубы.
«Если завтра регионалы, обещавшие быть в парламенте, все же в него доедут, тогда мы будем «в шоколаде», — рассуждал один оппозиционер. — Если подведут – там же, где и сейчас».