В НАБУ заявили о возможной приостановке своей работы

Бюро просит Порошенко не подписывать судебную реформу

Подписание Президентом Украины Закона №6232 приведет к коллапсу в работе НАБУ и других органов досудебного расследования и парализует систему правосудия Украины. Более того большое беспокойство вызывает ожидаемое истечении 20 ноября этого года полномочий следственных органов по осуществлению предварительного расследования по уголовным производствах, относящихся к подследственности НАБУ и зарегистрированные до декабря 2015 (около 3500 производств). Передача такого количества производств в НАБУ, в штате которого работает около 200 детективов, фактически остановит все текущие расследования Бюро по топ-коррупционерам, — сообщили в пресс-службе НАБУ.

3 октября 2017 Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты» (№6232). Председатель ВРУ подписал закон почти через месяц — 30 октября, причем окончательного варианта, в котором законопроект направлен на подпись Президенту Украины, в публичном доступе пока нет.

Среди прочего законопроектом предложены изменения в статью 219 УПК Украины, согласно которым расчета сроков досудебного расследования будет осуществляться с момента внесения сведений в ЕРДР (даже если личность правонарушителя не установлено), а следователь будет обязан закрыть уголовное дело в случае завершения установленных сроков, безотносительно раскрыто ли преступление. Следует отметить, что подобной нормы нет, пожалуй, ни в одной цивилизованной стране мира. В практике правоохранительных органов Европы и США есть немало случаев, когда расследование особо сложных преступлений длились годами. И это при том, что процесс досудебного расследования в большинстве стран Запада значительно проще чем в Украине.

Кроме этого, законопроектом предлагается существенные изменения в УПК, которые предусматривают получение разрешений на применение мер обеспечения уголовного производства, а именно предусмотрена возможность их получения только в пределах территориальной юрисдикции суда, где находится орган досудебного расследования как юридическое лицо.

Подобные изменения будут создавать чрезмерную нагрузку на отдельные судебные учреждения по месту регистрации юридического лица. Ведь следователи территориальных отделов и управлений, например органов полиции, не являются отдельными юридическими лицами, должны будут обращаться в один суд, расположенного в некоторых случаях на расстоянии более 100 км от такого отдела или управления. По другой «новации» — необходимости перед получением разрешения на обыск доказать следственному судье отказ лица от добровольного выдачи предметов или документов, которые планируется отыскать, — своим последствиям она будет уничтожение фигурантами расследований доказательной базы по уголовным производствах и нивелирования роли обыска, как следственного действия.

НАБУ призывает Президента Украины в коем случае не подписывать Законом Украины №6232 в текущей редакции. Изменения в УПК должны быть доработаны после проведения соответствующих консультаций со всеми субъектами уголовного процесса. Национальное бюро также обратилось к председателю Комитета ВР Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности с просьбой безотлагательно инициировать вопрос о внесении изменений в Переходных положений УПК Украины, а именно — исключение ограничения в отношении двух лет расследования органами прокуратуры уголовных производств, подследственных НАБУ, что позволит прокурорам завершить их расследования, начатые до декабря 2015 года, а Национальном бюро — продолжать эффективно выполнять свою работу.

*

Top