«Слугам народа» удалось рассмотреть только 3527 из 4383 поправок к проекту решения. Работа над документом продолжится
На вечернем заседании Верховной Рады Украины в четверг, 21 сентября, во втором чтении после обсуждения 3527 (из 4383) поправок к системному президентскому законопроекту «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс админсудопроизводства Украины и другие законодательные акты» №6232 из пакета судебной реформы разошлись по домам, — следует из итогов сессионного дня.
После непростой дискуссии в сессионном зале спикер Рады Андрей Парубий закрыл вечернее заседание.
Перед этим около полсотни парламентариев пытались внести изменения в проект решения, однако для позитивных голосований за поправки народным избранникам не хватало голосов.
Напомним, ВРУ начала рассматривать законопроект №6232 во вторник, 19 сентября.
Как отмечалось в пояснительной записке к проекту решения, законопроект предусматривает ряд изменений, направленных на обеспечение таких принципов судопроизводства, как состязательность, диспозитивность и пропорциональность.
Проект решения предлагал предусмотреть, что суд взвешивает целесообразность процессуальных действий по сравнению с задачей судопроизводства, значением дела, ценой иска, размером судебных расходов, определял вид обеспечения иска, размер встречного обеспечения, распределяет судебные расходы; сроки подачи заявлений по сути дела, принимает меры процессуального принуждения и т.д.
Также документ прописывал предоставление фактической, а не формальной свободы на любой стадии судебного процесса отказаться от иска или заключить мировое соглашение, предмет которой к тому же (в отличие от действующих правил) может выходить за пределы предмета спора, если это не нарушает требования закона и права третьих лиц.
Кроме того, предлагалось установить новые правила юрисдикции и подсудности, по которым юрисдикция между общими, хозяйственными и административными судами должна будет разграничиваться в зависимости, в первую очередь, от предмета спора, а не субъектного состава сторон.
Также для предупреждения юрисдикционных споров и так называемое «дублирование» гражданских, хозяйственных, административных дел предлагалось ввести понятие «производных требований», которые в отдельных случаях могут быть объединены с основными, даже если по отдельности они должны рассматриваться по разным правилам судопроизводства.
В кодексы Президент Украины Петр Порошенко захотел также включить ряд механизмов, которые якобы должны предотвращать манипуляциям с определением подсудности.
Законопроект инициировал расширение использования электронных доказательств и проведение экспертиз без соответствующих санкций суда.
После первого чтения в документе прописывалось упрощение и ускорение рассмотрения несложных дел, запуск механизмов предотвращения злоупотребления процессуальными правами, легализации «электронного суда», четче прописывались и уточнялись функции Верховного суда Украины.
Как сообщалось, 20 июня 2017 года ВРУ не без скандалов приняла в первом чтении за основу этот законопроект.
Сегодня в ходе заседания Рады в сессионный зал пожаловал премьер-министр Украины Владимир Гройсман, который торопил депутатский корпус с принятием пенсионной реформы, которая в повестке дня следует после рассмотрения законопроекта о судебной реформе.