Какие риски есть при снятии моратория на продажу земли и как их избежать – позиция Сергея Лабазюка
Дискуссии вокруг отмены моратория на продажу земель сельхозназначения актуализировались после недавнего обнародования проекта меморандума об очередных требованиях Международного валютного фонда при выдаче кредита Украине. Проблема либерализации рынка земли – уже десятилетиями затянувшийся прыжок из парашюта. От того, как и когда дернуть кольцо для его раскрытия, во многом зависит дальнейший вектор социально-экономического развития нашей страны.
Hubs предлагает экономистам, политикам, финансистам, специалистам по вопросам земельного и аграрного рынков высказываться по этому поводу в формате колонок, интервью, комментариев на страницах нашего издания.
О том, какие риски существуют, и как их избежать при внедрении свободного обращения земель в Украине, в своей колонке ниже рассказывает народный депутат Сергей Лабазюк:
«Семь раз отмерь – один раз отрежь». Эта народная мудрость как нельзя уместна в вопросе снятия моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Однозначно это шаг, который требует мудрого подхода со стороны властных элит и всех участников процесса. Это важно, поскольку тема запуска рынка земли – одна из ключевых на сегодняшний день и имеет стратегическое значение для государства.
Мнения по поводу внедрения свободного рынка земли в Украине существенно расходятся. Часть граждан считает, что в период экономического кризиса землю будут продавать за бесценок. Другие, – что земля – это товар, который все же имеет определенную цену. Третьи, – что вариант для Украины – только долгосрочная аренда.
У каждого своя правда, но, несмотря на разногласия в обществе, вопросы проведения земельной реформы – перезрел за годы независимости. Поэтому рано или поздно земельные отношения придется делать рыночными.
Но для начала нужно понять ключевой момент – у государства огромный аграрный потенциал, который в перспективе позволяет стать не только житницей Европы, но и всего мира. Поэтому наша главная задача сегодня – не отступить от этого пути и сделать все, чтобы в будущем украинцы были хозяевами на своей земле, а не попрошайками… Поэтому к решению вопроса надо подходить с «горячим сердцем» и «холодным умом».
Если проанализировать ситуацию, то можно выделить следующие риски быстрого снятия моратория:
— отток населения из сел, где сегодня и без того не хватает рабочих рук. Сегодня наличие в собственности земельных участков и получение арендной платы за них является одним из факторов, который «держит» людей в сельской местности, позволяет им вести хозяйство. При продаже землю такой фактор перестанет существовать и значительное количество населения будет постепенно переселяться в города;
— возможен переход значительных массивов земель под контроль крупных корпораций, в частности, иностранных, и вследствие этого – постепенное вытеснение малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей и фермеров;
— распространение рейдерства, в частности, путем выкупа земельных участков внутри земельных массивов с целью дальнейшего блокирования использования всего массива;
— уничтожение социальной инфраструктуры села. Надо учитывать, что существующие арендаторы сельскохозяйственных земель в основном имеют перед территориальными общинами определенные социальные обязательства. По договорам с органами местного самоуправления ними тратятся средства на содержание, ремонт школ, детских садов, школьных автобусов, клубов, других объектов социальной инфраструктуры. Смена собственников земли поставит под вопрос дальнейшее выделение средств на эти цели.
На самом деле, этот перечень далеко не исчерпывающий. Поэтому те, кто сегодня с экранов телевизоров кричат о мгновенном введения рынка сельхозземель, должны, в первую очередь, обсуждать не ожидаемую дату снятия моратория, а те законодательные решения, которые позволят избежать указанных рисков или, по крайней мере, существенно их снизить.
Процесс запуска рынка земли должен стать наглядным примером объективности, беспристрастности и прозрачности. Финальный результат – детальная дорожная карта реформ, где будут учтены результаты каждого шага. Мы не имеем морального права повторить опыт приватизации 1990-х годов.
Поэтому первоочередные задачи для открытия рынка земли, которые стоят перед участниками процесса проведения земельной реформы:
— на 1 этапе: проведение полной инвентаризации земель;
— на 2 этапе: проведение справедливой оценки земель сельскохозяйственного назначения;
— на 3 этапе: обеспечение прав и интересов украинских землевладельцев – создание для них равных условий и возможностей по сравнению с другими потенциальными участниками рынка земли путем внедрения действенных механизмов финансовой поддержки (государственные программы, льготное кредитование) под залог прав собственности и пользования на землю сельскохозяйственного назначения, направленных на создание нашими гражданами конкурентоспособных, небольших фермерских хозяйств, семейных ферм (организация тепличных хозяйств, молочных ферм семейного типа, занятия садоводством, ягодоводством, овощеводством и т.п.);
— на 4 этапе: подготовленный законопроект «Об обращении сельскохозяйственных земель» представить на суд общественности, чтобы все было прозрачно и люди понимали, что только сами вправе распоряжаться своей собственностью. Поскольку есть определенное социальное неприятие этого рынка, и, чтобы не спровоцировать «земельные майданы» по всей стране, власть должна проводить соответствующую информационную политику в обществе.
Сейчас также проходит реформа децентрализации, которая предусматривает расширение полномочий территориальных общин. Это касается и распоряжения землей. Поэтому надо создать все условия для того, чтобы рынок земли был прозрачным и исключал какие-либо теневые сделки с землей. И главное, чтобы именно украинцы были реальными владельцами своей земли, а не крепостными.
***
Публикации в разделе Дискуссии в формате «Колонка» отображают мнение исключительно автора текста, указанного в начале статьи. Позиция автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции Hubs. Издание оставляет за собой право публиковать мнение других авторов по изложенным в данной статье темам.