Стелла Захарова: Мне хочется сломать систему унижения

Олимпийская чемпионка – о своем видении ситуации в украинском спорте и о приходе в политику

Уходящий олимпийский год принес весьма скромные результаты украинских спортсменов на летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, которые стали показателем актуальных проблем нашего спорта в целом. О том, что и почему происходит в украинском спорте, Hubs побеседовал с олимпийской чемпионкой (спортивная гимнастика, 1980 год), известным спортивным организатором Стеллой Захаровой. Особый интерес вызвал также и приход знаменитой спортсменки в политику: Стелла Захарова стала одним из лидеров и публичных лиц Аграрной партии.

— Подводя итоги уходящего года, мы слышим много критики в адрес руководства украинского спорта, которая связана с плачевной ситуацией в отрасли. В чем, на ваш взгляд, причины, такой ситуации и такой критики?

— Нынешнее положение вещей имеет ряд причин. Первая из них: в 2014  году, после известных исторических событий в нашей стране на пост министра спорта были назначены неадекватные этой позиции в профессиональном смысле люди. Ни предыдущий министр Дмитрий Булатов, ни сегодняшний Игорь Жданов не имели своей стратегии, своего видения перспективной работы в спорте. Тот же Жданов, политолог, пришел в Минспорт, вообще не имея представления о том, что такое спорт. Возможно, он хороший политолог и грамотный человек, но его стратегию в спорте мы не видим.

И в Рио на Олимпийских играх мы получили логичный результат. Хотя при той ситуации, которую мы имели в 2014 году, когда весь мир шел нам навстречу, на разнообразные уступки, когда нам открывали все двери с распростертыми руками, давали все возможности, всячески помогали нам, все могло пойти по-другому. Но наши спортивные руководители и окружающая их группа поддержки, к большому сожалению, эти возможности не использовали.

Второй момент. Сегодня нельзя осуждать государство, которое довольно прилично финансировало спорт. В этом году Министерство спорта получило на развитие спорта в два раза больший бюджет, чем раньше, в 2012 году перед Олимпиадой в Лондоне. Поэтому сетовать на то, что на подготовку к Рио не хватало денег, было бы нечестно. Однако в то же время многие наши ведущие спортсмены неоднократно высказывали свое негативное мнение по поводу их финансирования и их подготовки – со стороны Министерства. Масса такой информации появлялась в украинских СМИ. То есть, речь идет о плохом администрировании выделенных государством средств. Поэтому напрашивается такой вывод: в цивилизованных странах, если нет стратегии, и идет провал в той или иной отрасли, уважающий себя министр подает в отставку. Но это, к сожалению, не про нас.

zaharova-stela-logotip_4

— А как соотносятся личность руководителя ведомства и действующая система? Все ли зависит от министра?

— Перелистывая ситуацию в украинском спорте как книгу, страницу за страницей, мы не видим в этой книге ничего нового. Никаких изменений, монотонный процесс, эта книга не интересна.

Советская система спорта, хоть и вызывает в свой адрес немало критики, несла в себе много хорошего. Почему же мы не взяли это хорошее, не модернизировали его и не внедрили? А мы все время независимости, все двадцать пять лет думали, что всю жизнь будем жить на старом багаже, и все всегда будет хорошо. И положение с каждым годом усугублялось, потому что все те функционеры, которые работают в украинском спорте десятки лет, будучи замами, руководителями департаментов и т.п., не менялись и не меняются. И какую бы систему работы в спорте сегодня ни попытались бы внедрить, до тех пор, пока старая команда сидит на своих местах, ничего не получится. Потому что старую команду устраивает старая система, они держат ее и держатся за нее. И тут уже никакой министр повлиять не сможет. Эти люди зубами держатся за свои кресла. А тем более, когда приходит такой министр, как Жданов, который на первом совещании (где я присутствовала), знакомясь с работниками министерства, сказал: я, к сожалению, не разбираюсь в спорте. Вот эта фраза дала людям из старой команды сигнал к действию: ура! мы ложимся под тебя, миленький, и начинаем рассказывать – надо делать то-то и то-то, мы все знаем и умеем, расскажем и научим. Эта система не пускает к себе чужих людей. Ей не интересна, например, та же Стелла Захарова, которая на практике знает работу в спорте, которая имеет свое мнение и может его высказать. Такие люди такой системе не нужны.

Многие люди в Министерстве спорта засиделись на своих местах. Если взять западные компании – серьезные, уважающие себя, то они больше трех лет менеджеров на одних и тех же позициях не держат. Потому что люди привыкают, начинают по-другому относиться к своей работе. Тогда привлекают свежую кровь и новые идеи.

Поэтому на вопрос как изменить ситуацию ответ будет: никак, пока руководители государства не проявят политическую волю к системным переменам.

— А если предположить, что такое желание возникло, каково ваше видение того, что нужно сделать? Есть ли у вас цели и стратегии того, каким должен быть в идеале украинский спорт?

Мне часто говорят: «Стелла, вы всегда критикуете». Я честно скажу: мне не хочется это делать, но сама жизнь меня заставляет, когда я вижу все, что происходит. В свое время я прожила и проработала десять лет в Швеции, и там у меня не было оснований кого-то критиковать. Я видела, насколько разумно развивается в этой стране спорт, и критиковать было нечего. А у нас – за что ни возьмись, куда ни ткнись, видишь сплошной развал и тенденцию к дальнейшему развалу, и невольно – от небезразличия и неравнодушия начинаешь критиковать.

Но выход есть, хоть и очень тяжелый. И этот выход не на один год упорной работы. Давайте возьмем европейскую систему спортивной работы. Я могу говорить корректно, потому что имею конкретный опыт работы в Европе. В маленьком городе Гетеборге на 600 тысяч населения имеется 55 футбольных полей. При каждом районе в школах наличествуют шикарные спортивные залы, оборудованные по новейшим технологиям. Каждая школа располагает мини-стадиончиком, залом для занятий разными видами спорта – от борьбы до гимнастики. Для физического воспитания детей и здорового образа жизни взрослых созданы все условия. При этом в каждом районе работают спортивные клубы. То есть, выстроена система: клубы-федерации-национальный олимпийский комитет. И никакого министерства в этой системе нет.

zaharova-stela-logotip_1

И если бы мы в независимой Украине изначально, шаг за шагом, шли бы по такому пути, то давно уже все изменили. Но для этого, прежде всего, нужен закон о меценатстве. Для того, чтобы спонсоры были заинтересованы в том, чтобы помогать спорту – как это работает в цивилизованных странах. На таком подходе основана вся та шведская красота, о которой я говорила. Там спонсоры заинтересованы в том, чтобы вкладывать средства в детский спорт, в юниорский спорт, в спорт высших достижений. Там спортивные федерации живут за счет спонсоров и публики, которая интересуется спортом. Потому что спорт популяризируется, успешных спортсменов знают и любят. И бизнесу и рекламодателям интересно идти в спорт. А государство берет на себя строительство залов  в больших городах, в регионах, которые потом отдает людям: пользуйтесь.

Я была в США на гимнастическом турнире – аналогичном нашему Кубку (Кубок Стеллы Захаровой – ред.). Зашла в огромный, 8-тысячный дворец спорта в Чикаго и спрашиваю: а что, зал будет полон? Отвечают: да, конечно. А вход бесплатный? Ну, что вы, Стелла, наша федерация зарабатывает на таких турнирах. А сколько стоят билеты? Самые дешевые – по 50 долларов. И зал — битком набит.

Вот и мы тоже должны выходить на такой уровень, освобождаясь от схем и от людей, присосавшихся к бюджету.

У нас за редким исключением федерации не финансируют себя сами, они по сути мертвые. Возьмем, например, федерацию гимнастики. Это популярный вид спорта, где в олимпийской программе разыгрываются 14 комплектов наград. В цивилизованном мире федерации гимнастики сами себя обеспечивают и развивают. Они живут за счет спонсоров и грамотного менеджмента. А у нашей федерации гимнастики даже не работает сайт – вот показатель уровня работы.

— Системные преобразования невозможны без законодательных актов. Возможно, поэтому вы недавно включились в политическую тему в рядах Аграрной партии?

— Можно сказать, что меня судьба заставила прийти в политику. Ведь у нас сегодня те люди, которые высказывают свое мнение – благо, еще есть свобода слова – не имеют никаких рычагов влияния на ситуацию. А у государственного менеджера, у политика такие возможности и средства есть.

Я всегда работала, работаю и буду работать в спорте. Мне очень хотелось бы что-то оставить после себя в этом мире. Бог нас приводит на землю и забирает с нее – и исключений не бывает, и с собой ничего не заберешь. И мне хотелось бы, чтобы люди сказали: вот, Стелла Захарова пришла и что-то изменила.

Я пришла в политику, потому что мы беззащитные. А любой человек, который имеет власть, имеет подпись – и мы от него зависим. И, кстати, многие лучшие наши спортсмены и тренеры уезжают из страны, в том числе, и потому, что не хотят унижаться перед такими людьми. Когда тренер с мировым именем вместо того, чтобы сидеть в зале и работать над элементами, бегает с протянутой рукой, добывая деньги на соревнования, на экипировку, медикаменты, оборудование. От такого унижения люди и бегут за рубеж.

zaharova-stela-logotip_3

Поэтому я и решила пойти в политику – не потому, что мне хочется власти, а чтобы сломать эту систему унижения. Мой приход в Аграрную партию логичен: в свое время я сотрудничала с Владимиром Литвином, была его замом по молодежно-спортивному направлению в Народной партии, а Аграрная партия является преемницей этой политической силы. И здесь я тоже занимаюсь спортивным направлением, возглавляю Комитет по спорту. Мы всячески стараемся сегодня изучать ситуацию в областях, я много езжу по стране, слушаю людей и вижу, что творится в сфере спорта, спортивной инфраструктуры. Это шок! Недавно в Ровно была в зале, где увидела гимнастическое оборудование 1940-х годов, где на маленьком пятачке тренируются пять видов спорта – гимнастика, батут, акробатика, аэробика. Так не бывает – а люди и этому счастливы.

К сожалению, сегодня мы пока ничего реально сделать не можем, чтобы помочь людям. Но мы их слышим, берем во внимание и учитываем их нужды. И четко определяем для себя – что нам нужно сделать, войдя во власть, вырабатываем стратегию.

— Вот уже 15 лет вы проводите крупный международный турнир Ukraine International Cup (Кубок Стеллы Захаровой). Каким образом удается поддерживать этот проект на плаву?

— Да, Ukraine International Cup – это единственный международный Кубок по спортивной гимнастике, который представляет Украину на международном уровне. Участниками турнира ежегодно становятся спортсмены из 10-15 стран со всего мира. Побороться за Кубок ежегодно приезжают более 100 ведущих спортсменов из рейтинга «Топ-20» Международной федерации гимнастики.

Средства на проведение турнира добывает наш фонд «Спорт и дети». Помогает государство, помогают спонсоры и меценаты. Деньги добываются усилиями упорной работы команды, куда входят менеджер по пиару, пресс- атташе, менеджер по фандрайзингу. Приходится обращаться по тысячам адресов и прилагать массу энергии, потому что спонсоры не хотят и боятся помогать, давать деньги. Потому что к ним потом прибегают государственные органы и интересуются налоговыми моментами. И здесь мы снова возвращаемся к закону о меценатстве, который необходим как воздух.

*

Top