Обзор ключевых изменений в НК на будущие периоды
В день принятия Верховной Радой Закона о бюджете на 2018 год и непосредственно перед его рассмотрением, 7 декабря 2017 г., народные избранники рассмотрели законопроект №6776-Д «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году». Подписан президентом Петром Порошенко в канун Нового года под №2245-VIII.
Подобные законы принимаются Радой ежегодно и, как правило, сопровождаются скандалами различных масштабов – как в силу качества принятых изменений и их неоднократных правок уже после голосования, так и в силу прохождения откровенно пролоббированных в чью-то пользу норм.
Налоговые новации, принятые в конце 2017 г., исключением точно не стали. Скорее в этом смысле они являются одними из наиболее ярких примеров. Hubs проанализировал некоторые ключевые положения основного налогового документа на ближайшие годы (о бюджетных новациях на 2018 г. см. публикацию «Бюджет-2018 невыполним без роста фискальной нагрузки на бизнес, девальвации и инфляции»). Детальнее также см. в конце текста таблицу – Ключевые новации в Налоговом кодексе, принятые законом №2245-VIII (7 декабря 2017 г.).
НДС
Наиболее значимым налоговым изменением, принятым в законопроекте №6776-Д, безусловно, стала приостановка действия режима автоматической остановки регистрации налоговых накладных на базе системы мониторинга критериев оценки рисков (СМКОР). Hubs уже писал о том, каким фискальным катком прошлись по бизнесу (в первую очередь, среднему) налоговики, Минфин и прочие деятели Кабмина, введя с 1 июля 2017 г., без надлежащей проработки, данную систему.
СМКОР задумывалась в качестве автоматизированной системы, которая, с одной стороны, сможет с минимальным ручным вмешательством одновременно резко сократить возможности для вброса «схемного» налогового кредита (за счет применения критериев риска). С другой стороны, – одновременно внедрить систему автоматического возмещения НДС (прошедшая через сито СМКОР налоговая накладная теоретически сомнению подвергаться не должна).
Со второй частью худо-бедно что-то получилось. Правда, задолженность по возмещению НДС полностью так и не ликвидирована, а претензии к прошедшим регистрацию накладным, к которым их вроде быть не должно, фискалы все же периодически продолжили предъявлять. Но в целом в этой части был сделан очень серьезный шаг вперед.
А вот сама система СМКОР оказалась крайне неэффективной. Во-первых «схемный» налоговый кредит, хоть и в несколько меньших объемах, но продолжал вбрасываться. Очередная панацея от «схем» и «схемщиков» (вслед за пятым приложением к декларации по НДС и системой электронного администрирования) оказалась не без греха: для возможных приближенных к чиновникам «схемщиков» проблемой она стать и не могла, а грамотные из остальных – тоже сумели приспособиться.
Во-вторых, большая часть заблокированных накладных выписывалась нормальными плательщиками по нормальным же операциям – что подтверждается процентом разблокированных накладных по факту подачи дополнительных документов и/или обжалования решений комиссии. В частности, в конечном счете, самим же фискалам приходилось разблокировать под 90% ранее остановленных к регистрации налоговых накладных, о чем они даже говорили публично, например, на заседаниях Инвестиционного совета при ГФС.
В-третьих, система оказалась невероятно громоздкой. Дело даже не только в том, что ГФС оказалась не в состоянии рассматривать тот вал документов и жалоб, который свалился на нее (причем все на центральный аппарат). Но и в том, что с нагрузкой не смогла справиться уже «Укрпочта» – не спасло даже спешное открытие двух новых отделений.
Понятно, что менять что-то было нужно. Тут следует добавить, что основными пострадавшими от СМКОР оказались представители малого и среднего бизнеса. Крупные компании (с высокими налоговыми платежами) под весь этот ужас, по сути, не попали – для них СМКОР планировалось начать применять с 1 января 2018 г. Не исключено, что как раз им, накануне внедрения, и удалось пролоббировать приостановку действия данной автоматизированной системы.
Продвигавший систему министр финансов Александр Данилюк, долго утверждавший, что система чуть ли не идеальна, а все ее недостатки на совести ГФС, после нескольких организованных под него встреч с реальным бизнесом, на которых он услышал о себе много интересного, как-то сник. А после намеков на трудности с прохождением закона о бюджете на 2018 год и вовсе решил возглавить реформу СМКОР, согласившись не только на ее перевод в тестовый режим, но и на то, что не Минфин будет определять принципы действия системы. Их теперь, в двухмесячный срок с момента вступления в силу изменений в Налоговый кодекс, должен будет утвердить Кабмин.
Сам переход в тестовый режим выписан своеобразно. Согласно соответствующим положениям Закона, 02.01.2018 г. беспрепятственно будут зарегистрированы в Едином реестре все накладные, по которым до 1 декабря 2017 г. были поданы документы на разблокирование или же жалобы на решения комиссии, которая оставила в силе автоматическую блокировку. Вне зависимости от того, насколько «схемной» была природа соответствующего налогового кредита.
Понятно, что люди, осведомленные о торгах по поводу отмены СМКОР, смогли позаботиться о подаче всех нужных документов в нужные же сроки и теперь смогут пожинать плоды. В результате государство получит зеркальные плоды в виде никак не меньше 2-3 млрд грн «схемного» налогового кредита, который согласно нормам Налогового кодекса никак не может быть оспорен налоговиками. Что наверняка отразится на поступлениях НДС в феврале. Заметим, что регистрация налоговых накладных согласно Закону должна была быть произведена именно 2 января и, таким образом, не затронуть обязательства 2017 года. На практике, правда, этого не случилось да и не могло случиться: вся система обжалования решений об остановке регистрации действовала в бумажной форме, а потому просто не предполагала физической возможности мгновенного разделения накладных на обжалованные и не обжалованные.
Тем же, кто по каким-либо причинам не подал документы или жалобы в установленный «задним числом» срок – 1 декабря 2017 года – придется идти по полноценной процедуре СМКОР. И логику здесь найти очень сложно. Особенно с учетом того, что регистрация накладных в январе 2018 года вообще будет производиться по обычной процедуре, существовавшей до 01.07.2017 г. Но в наиболее веселую ситуацию попали те, у кого регистрация накладной была заблокирована, но документы до Нового года поданы так и не были – эти накладные просто «подвисли» в воздухе. По всей видимости, до внесения новых «пожарных» изменений в НКУ.
Повышение ставок
Из других изменений, которые затронут многих, можно упомянуть традиционную индексацию ставок налогов (на 11,2% прогнозного индекса инфляции, либо на 16,8% прогнозного индекса роста цен производителей), определенных в абсолютных величинах, которая на сей раз прошла несколько нетрадиционно. Детальнее также см. в конце текста таблицу – Ключевые новации в Налоговом кодексе, принятые законом №2245-VIII (7 декабря 2017 г.).
Прежде всего, законодатель отказался индексировать ставки на некоторые подобные позиции, в частности, акцизы на алкоголь и ставки платы за пользование радиочастотным ресурсом.
И надо сказать, что логика в этом решении есть, поскольку в прошлые годы эти ставки повышали бешеными темпами. В 2014-2016 гг. ставка акцизов для ликероводочной продукции выросла в 2,25 раза, на вина натуральные с добавлением спирта и крепкие вина – в 14,3 раза.
Столь несуразные решения привели не к росту поступления акцизов в бюджет (рост составил лишь 18%), а к «тенизации» рынка крепкого алкоголя, по оценкам некоторых участников рынка, вплоть до 60%, и – почти полному уничтожению производства крепленых вин.
В меньшей степени пострадало от экспериментов пивоварение – для него ставка за тот же период выросла в 3,4 раза, а поступления акцизов в бюджет выросли в 2,1 раза. Но положительных тенденций не наблюдается и здесь.
По плате за пользование радиочастотным ресурсом ставки в последние годы выросли в 11 раз, и законодатели, очевидно, решили, что этого достаточно. Тем более что в бюджете-2018 была заложена виртуальная «кость» – 6,3 млрд грн. поступлений от продажи лицензий за пользование радиочастотным ресурсом по технологии 4G. Поступят эти миллиарды в бюджет или нет, но цифры Минфин удовлетворили.
А вот ставки акцизов на табачные изделия в очередной раз повышены. Правда, не так резко, как в прежние годы – с примерно 21 EUR до 25,8 EUR за 1000 штук. В последующие годы предусмотрено ежегодное их повышение на 20% до уровня, эквивалентного 90 EUR за 1000 штук в 2025 г. (на сегодня минимальное налоговое обязательство в Украине менее 20 EUR за 1000 сигарет). Вероятность реализации изложенных среднесрочных планов вызывает сомнения как в связи с курсовой динамикой, так и в связи с возможной покупательной способностью. Однако при текущих размерах акцизов «теневой» сектор табачного рынка остается минимальным, потому оснований отказываться от повышения ставок пока что нет.
На этом фоне, правда, непонятно, почему в перечень «неподнимаемых» попала еще и плата за землю – за счет отказа от индексации нормативной денежной оценки земли. Тут причины не столько экономические, сколько лоббистские – давления традиционно сильного аграрного лобби, которое за четверть века своей успешной деятельности уже почти докушало украинскую промышленность.
Остальные ставки, выраженные в абсолютных цифрах (в гривне), проиндексированы. Но изменения коснулись не только ставок в абсолютных значениях.
С 2019 г. предусмотрено более чем двукратное снижение рентной платы за добычу газового конденсата – с 49% (21% – для залеганий свыше 5 км) до 29% (14%) соответственно. Кроме того, с 2018 г. вводятся льготные ставки (примерно вдвое ниже обычных) для добычи природного газа из новых скважин – 12% (6%).
Льготные ставки для новых скважин, в рамках необходимости увеличения собственной добычи углеводородов, несомненно, нужны. Однако, это будет эффективным и целесообразным при одновременном условии демонополизации добывающей отрасли со стороны «Нефтегаза Украины», установления прозрачных и конкурентных правил на газовом рынке (полностью отсутствуют), соответствующего регулирования (послабления) тарифной политики государства на газ в случае увеличения объемов собственной добычи.
Кстати, отдельным абзацем оговорены гарантии по существованию этих ставок на протяжении не менее 6 лет. Еще более льготные ставки на минимальном уровне предусмотрены для добычи углеводородов в условиях действия соглашений о разделе продукции – 2% (1,25% – для шельфа).
Отдельно стоит остановиться на отмене императивной нормы Налогового кодекса, обязывавшего Кабмин ежегодно подавать законопроект, которым должны индексироваться ставки налогов, установленных в абсолютных значениях, на соответствующие ценовые индексы. Теперь Кабмин сам будет определять, нужно ли готовить и подавать такой законопроект. Думается, это коррупционный путь, потому что такая неопределенность позволит чиновникам Минфина «обилечивать» бизнес в разрезе отраслей и т.п.
«Бомбы»
Содержит принятый Закон и целый ряд скандальных «бомб».
В информационном пространстве в наибольшей степени отмечена попытка обложить НДС операции по ввозу в Украину товаров «челноками» (через автомобильные и железнодорожные пункты пропуска), а также – почтовыми и прочими международными отправлениями (последние изменения должны вступить в силу с 2019 года). На днях на границе с Польшей недовольные украинцы в знак протеста даже перекрывали дорогу.
Проблема действительно имеется. Объемы беспошлинного и безналогового ввоза отдельных товарных категорий вышеописанным путем являются довольно значимыми и рисковыми либо для сохранения конкурентоспособности внутреннего производителя, либо для наполнения бюджета. Однако предложенным путем (отслеживанием выездов за границу не чаще одного раза в три дня или менее одного дня, отслеживанием количества международных отправлений – не более трех в месяц) проблему решить не удастся, а вот создать новые вполне.
Прежде всего, непонятно, как будет действовать система отслеживания – начиная от факта наличия нескольких паспортов у жителей приграничных областей, заканчивая невозможностью оперативно отслеживать въезд/выезд даже по одному паспорту. Наиболее простое решение – это отправлять всех в «красный» коридор. Однако это чревато бунтами да и просто физической невозможностью таможни обслужить потоки людей.
Другими словами, принятые нормы практически не администрируемы. И по факту могут привести только к некоторому увеличению коррупционных возможностей для пограничников и таможенников, но никак не решить поставленную цель.
Еще один скандал касается освобождения с 01.03.3018 г. от обложения НДС операций по вывозу в таможенном режиме экспорта сои, рапса и подсолнечника (коды УКТ ВЭД 1201, 1205, 1206 00). Другими словами, ВР отменила возмещение НДС при экспорте указанных культур.
Теоретически шаги государства по поддержке переработки сырья и попыткам выйти из статуса сырьевого придатка можно было бы поддержать. На практике же получается точечное решение, принятое не в государственных интересах, а в интересах конкретных лиц – владельцев маслоэкстракционных заводов. Это одна из наиболее скандальных и явно коррупционных норм закона.
Еще одна неожиданная норма, которую можно будет оценить уже по факту ее действия – это предусмотренное на ближайшие 2 года право налогоплательщика рассрочивать свои обязательства по НДС при импорте огромного перечня товаров групп УКТ ВЭД: 84 (реакторы ядерные, котлы, машины, оборудование и механические устройства, их части); 85 (электрические машины, оборудование и их части, аппаратура для записи и воспроизводства звука, телеаппаратура, их части и снаряжение); 90 (приборы и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, контрольные, измерительные, прецизионные, медицинские или хирургические их части и оснастка). Правда, уже сейчас бросается в глаза, пролоббированное кем-то включение в этот список в самый последний момент кода УКТ ВЭД 7309 00 59 00 – то есть изделия из черных металлов! А точнее: резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости из черных металлов, для любых веществ (кроме сжатых или сжиженных газов), емкостью свыше 300 л и не более 100 тыс. л. Понятно, что подобное украинская промышленность выпускать пока еще способна. И тут ей делается такая шикарная подножка.
Без всяких сомнений, украинская экономика нуждается в переоснащении, и рассрочка по уплате НДС может стать подспорьем в этом вопросе. В то же время, непонятно, по какому числу украинских предприятий ударит эта новация – ведь они свою продукцию, аналогичную импортируемой, будут вынуждены продавать исключительно с НДС, а значит будут дискриминированы.
Еще одно спорное решение, принятое на волне всемирного PR в пользу электромобилей – освобождение от НДС и др. сборов операций по импорту и дальнейшим поставкам на территории Украины этих авто, а также по их предоставлению в аренду. То, что выгоду получит тот, кто сумел оседлать поставки электроавто в Украине – сомнений нет. Будет ли в выигрыше Украина, как государство, – есть сомнения.
Во-первых, спорна сама экологичность – как основной аргумент в пользу электромобилей. Ведь электроэнергию все равно нужно вырабатывать, в том числе и на неэкологичных ТЭС и ТЭЦ (то есть, в цепи генерации энергии задействовано сжигание традиционных углеводородов).
Во-вторых, появляется проблема утилизации аккумуляторных батарей – гораздо большая, чем у автомобилей с ДВС.
В-третьих, Украина обладает хотя бы минимальными возможностями в производстве автомобилей с ДВС, что дает рабочие места, налоги и социальные взносы. В случае же с электромиблями мы будем иметь ввоз конечной продукции. Если бы принимались решения по льготам, связанным с организацией производства электромобилей – это был бы один вопрос. И совсем другой – ввоз конечного продукта. Наконец, нельзя до конца исключить, что электромобили окажутся тупиковой ветвью в развитии тех же средств передвижения.
Ну и пожалуй, приз «Ловкости рук» №1 должна получить едва ли не театральная постановка, связанная с якобы попыткой лишить аграрных льгот производителей курятины (в первую очередь, «МХП» Юрия Косюка и иже с ним).
В предварительной таблице налогового законопроекта, подготовленной ко второму чтению, были учтены соответствующие предложения (об отмене льгот) народного депутата Дмитрия Святаша (впрочем, это не мешает ему самому заниматься лоббизмом принятия неоднозначных законодательных норм на авторынке – Ред.). Как озвучил нардеп, в отношении того, что птицефабрики пребывают на четвертой группе единого налога (налог зависит от размера земельного участка, который у них является мизерным): «Що ми маємо? Наприклад, Вінницька птахофабрика отримує 45 гектарів, є 45 гектарів, сплачують 20 тис. грн. податку при аудированому прибутку в 1,5 млрд грн. – це в дев’ять тисяч раз менше. Фактично є підміна понять, замість єдиного фіксованого податку є офшор для олігархічних компаній. Прохання високорентабельний бізнес виробництва м’яса перевести на загальні умови оподаткування.».
И его же данные в отношении сельхоздотаций: «Шановні колеги, про що йдеться? Простою мовою, за 9 місяців єдине підприємство в Україні – це «Миронівський хлібопродукт» отримав загальної дотації 1 млрд 200 млн гривень. Одночасно саме це підприємство виплатили дивідендів на 80 млн долл. Фактично вся дотація пройшла власнику на дивіденди. Так скільки ми можемо підтримувати високодохідний бізнес за рахунок скотарства, вівчарства і прочего тваринництва? Просьба підтримати цю поправку».
Однако, обе поправки Святаша так и не были поддержаны. При голосовании, глава Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, отказалась от этих предложений без какой-либо борьбы.