Уголь лежит

Частные компании эффективнее государства даже в организации шахтерских «бунтов»

Шахтеры не получают зарплату. Организовать забастовку проще простого? Вовсе нет.

Конфликт Минэнерго и ДТЭК тянется не первый месяц. ДТЭК требует повышения тарифов на электричество, министерство склоняет холдинг к продаже «избыточных» активов. ДТЭК первым вывел людей на улицы. В апреле компания Рината Ахметова устроила в Киеве «шахтерский бунт». А вчера богатейший украинец едва не получил «ответку». Под офисом ДТЭК собрались шахтеры госкомпании «Львовуголь». Они приехали в столицу добиваться погашения долгов по зарплате.

Исходя из опубликованных анонсов, мероприятие обещало быть резонансным – в полдень должен был начаться пикет киевского офиса ДТЭК представителями «Львовугля». Требования – погасить долги за поставленный уголь. Причины для недовольства есть. Шахтерам «Львовугля» заплатили лишь 45% зарплаты за апрель, — рассказал и.о. помощника гендиректора Максим Купровский.

Шумной акции не вышло. На месте анонсированного митинга не было ни гневных плакатов, ни профсоюзных флагов. Заявленный пикет скорее походил на открытые переговоры между шахтерами, топ-менеджерами ДТЭК и единственным делегатом от компании «Уголь Украины». Для встречи ДТЭК даже снял отдельное помещение в бизнес-центре Tower, где квартирует энергетическая группа Ахметова.

Оказалось, что не планировали пикет и сами шахтеры. «Мы приехали не митинговать, а добиваться выплаты денег», — пояснил один из участников.

В апрельской акции ДТЭК приняли участие полторы тысячи человек. Многие из них были шахтерами. «Львовуголь» привез в разы меньше. По словам главы профкома шахты «Червоноградская» Павла Евтушка, всего на встречу приехали 50 человек, все поместились в одном автобусе.

Горняков поддержал экс-министр здравохранения львовский депутат-мажоритарщик Олег Мусий. Им оппонировали два представителя ДТЭК – коммерческий директор Виталий Бутенко и директор департамента по работе с профсоюзами Руслан Богданов.

Похожую встречу «Львовуголь» и ДТЭК уже проводили месяц назад. Ее итогом стала выплата части долгов «Углю Украины». Еще за прошлый год.

Профсоюзы сразу пытались взять быка за рога. На топ-менеджеров посыпались обвинения:

— У нас своих электростанций нет, они в вашей собственности! Их построили для львовско-волынского бассейна, вы их взяли, значит, должны нести ответственность за львовско-волынский бассейн!

— Шахтеры ползают на коленях, собирают уголь, кладут на склад, а его реализовать невозможно. Где такое есть? Взяли ответственность – несите!

— Пока мы приехали малым количеством, если на будущее не договоримся, — привезем пару тысяч, другого выхода нет!

— Реприватизация «Западэнерго»! Нам такой собственник не нужен!

Менеджеры ДТЭК нашли, что возразить. Компания закупает львовский уголь для Добротворской и Бурштынской ТЭС с шахт не напрямую, а через посредника – госкомпанию «Уголь Украины». С января 2015 года между сторонами нет контракта на покупку угля, только на его складирование, — заявил Бутенко. ДТЭК получает уголь, но не использует в производстве. По словам Бутенко, на складах сейчас хранится около 200 000 тонн угля со львовских и волынских шахт. «Если хотите, можете проверить – все на месте», — заверил он шахтеров.

Такая ситуация сохраняется с февраля, — признал начальник департамента энергетического угля компании «Уголь Украины» Сергей Балык. «У нас есть действующий договор от 2012 года, который пролонгирован на 2015 год. Каждый месяц подписывается дополнительное соглашение, которым определяются объем поставки и цена. ДТЭК его не подписывает, на наши предложения письменно не отвечает», — пояснил он.

Вопрос не только в цене. В 2014 году западные шахты продавали уголь по 1080 гривен за тонну. В такую же сумму его оценивают сейчас по умолчанию при отгрузке ДТЭКу. Если оператор согласится на условия энергетиков, шахты будут получать не 1080, а 780-850 гривен за тонну, — утверждает Балык.

ДТЭК в комментариях избегает конкретных цифр. «Мы готовы подписать контракт, который честно увязывает цену на уголь с тарифом на электроэнергию», – говорит Бутенко. По его словам, в мае тариф был 78 копеек за кВт-ч, себестоимость – 95 копеек.

Слова топ-менеджера не обещают львовским шахтерам ничего хорошего. Если контракт и подпишут, то нескоро. Именно тарифный спор стал поводом для конфликта и «шахтерского бунта» в столице в конце апреля. С тех пор никаких точек сближения между противоборствующими сторонами не появилось.

Шахтеры продолжали говорить о деньгах, Бутенко — об убытках и тарифе. После часа препирательств шахтерский гнев перекинулся на представителя госкомпании: «Зачем вы нам тогда нужны, если не можете договориться!», – посыпались претензии к делегату от «Угля Украины».

«Уголь Украины» переживает трудные времена. Весной в проблемном банке «Киевская Русь» «зависли» 240 млн гривен госкомпании. В четверг стало известно, что она подала заявление о собственном банкротстве.

«Кроме ДТЭК, их (деньги – Hubs) вам никто не отдаст», – признает Балык.

Без действующего контракта поводов для выплат у компании нет. Вчера группа заявила о погашении почти всех старых долгов перед «Углем Украины». Остаток – всего 3 млн гривен.

Поддержать горняков попытался Мусий. После переговоров он взял нескольких профсоюзных лидеров и поехал к Владимиру Демчишину договариваться о совместной встрече министерства, шахтеров и ДТЭК.

В этот раз энергохолдинг Ахметова оказался готов к обороне. В противостоянии между государством и бизнесом крайними оказались шахтеры.

*

Top