Проверки бизнеса: драконовские полномочия инспекций по труду хотят ограничить в Раде

Однако законодатели решились только на половинчатые меры

В последнюю, накануне летних каникул, пленарную неделю ВР планирует рассмотреть законопроект №6489 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предупреждения чрезмерного давления на субъектов хозяйствования мер государственного (надзора) контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения.

В целях «предупреждения давления» народные депутаты хотят отобрать у местных исполкомов и объединенных территориальных громад полномочия инспекций Государственной службы по вопросам труда (Гоструда). Идея здравая. Беда в том, что ее собираются реализовать в усеченном варианте.

Hubs уже писал о драконовском постановлении Кабмина, которым проверяющие в сфере соблюдения законодательства о труде наделены неограниченными полномочиями. Кроме Гоструда, как центрального органа исполнительной власти, Верховная Рада дала полномочия по контролю бизнеса еще и местному самоуправлению. Фискалы от труда уже начали прессовать бизнес.

Как и почему

В конце прошлого года ВР внесла изменения в ст. 34 Закона «О местном самоуправлении в Украине», согласно которым к ведению органов местного самоуправления (ОМС) отнесено проведение инспекций (проверок) по труду и наложение штрафов на нарушителей.

Таким образом, бизнес оказалися в двойном кольце: за ним надзирают территориальные представители центрального органа исполнительной власти, коим и является Гоструда, а на «подстраховке» – подразделения по муниципальному контролю над соблюдением законодательства о труде при исполкомах с практически идентичными репрессивными полномочиями.

Особую привлекательность ситуации (для инспекторов обеих мастей) придает то обстоятельство, что с 1 января 2017 г., в связи с двукратным повышением «минималки», значительно увеличены суммы штрафов за нарушение законодательства о труде. Например, за выплату зарплаты «в конвертах», без официального трудоустройства работника – 96 тыс. грн, за несоблюдение минимальных госгарантий при оплате труда – 32 тыс. грн.

Можно только себе представить, как на этом можно нагреть руки!

Главным «толкачом» изменений в ст. 34 выступила Гоструда, оправдывая это не только необходимостью «обеления» зарплат, но и соблюдением конвенций Международной организации труда (МОТ), к которым присоединилась Украина.

Но это совсем не так. Как поясняет Наталья Гостева, директор департамента дерегуляции предпринимательской деятельности Федерации работодателей Украины (ФРУ), придание служебным лицам ОМС статуса госинспектора по труду противоречит Конвенции МОТ № 81, ратифицированной Законом Украины №1985-IV от 08.09.04 г. Она гласит, что персонал инспекции состоит из госслужащих. А к таковым работники исполкомов или объединенных территориальных громад не относятся.

Помимо этого, чиновники органов местного самоуправления не отвечают требованиям, выдвигаемым к инспекторам со стороны МОТ. К тому же ОМС не имеют статуса госслужб или госучреждений, а именно им МОТ предусматривает возможность передачи определенных функций по инспекции труда (см. также «Эксперт о правильном подходе» в конце текста).

Половинчатая мера

Авторы внесенного в Раду законопроекта №6489 (к слову, первым среди его авторов значится нардеп Алексей Порошенко) предлагают лишить ОМС полномочий по применению штрафов к нарушителям законодательства о труде и занятости населения.

Кроме того, в документе предусмотрена масса всяких полезностей, призванных предупредить перегибы со стороны проверяющих. Например, финансовые санкции к работодателям могут применяться в течение полугода с момента выявления нарушения, но не позднее чем через год. Таким образом, предприниматель будет иметь в запасе шесть месяцев для того, чтобы обжаловать принятое решение о применении к нему штрафных санкций. Максимальный штраф в сумме до 2210 грн может светить и самим инспекторам – за вынесение предписаний, которые отменены вышестоящим органом либо судом.

При всем при этом авторы документа, то ли намеренно, то ли в спешке, допустили крупную оплошность, оставив ОМС полномочия по надзору. На практике это может означать, что, например, инспекция по труду при горисполкоме Днепра (первый, кстати, такой орган при ОМС, созданный в Украине) самостоятельно проверит предприятие, составит акт, но взыскивать штрафные санкции будут инспекторы Гоструда, которым этот акт будет передан. Возможен будет и другой вариант, когда местные чиновники, скажем, обнаружат «нелегалов» на соседней стройке (у нас можно придраться и к фонарному столбу) и передадут «сигнал» в Гоструда для проверки.

Как видим, из-за перестановки слагаемых сумма не меняется: охват бизнеса двойным кольцом контролеров как был, так и остался.

Предусмотренные же этим законопроектом меры по пресечению информационного зуда местных чиновников (в виде административной ответственности за подачу в Гоструда безосновательных жалоб) вряд ли могут успокоить. Опять же по причине того, что при желании недостатки можно отыскать везде. Тем более что при проведении проверок инспекторы обеих категорий наделены настолько неограниченными правами, что при умелом их применении работодателям хочешь-не хочешь, а придется проверяющим отстегивать, чтобы не нарваться на более крупные неприятности.

Сплошные трудодни

Проведение проверок соблюдения законодательства о труде регулируется Порядком, утвержденным постановлением Кабмина №295 от 26.04.2017 г. О драконовских нормах проекта этого документа Hubs рассказал еще в марте.

Например, фискалы имеют право беспрепятственно, в любое время суток, без предварительного уведомления проводить внеплановые проверки на любых предприятиях и получать доступ к документам. По информации ФРУ, уже сейчас местные исполнители злоупотребляют своими функциями, придираясь буквально к мелочам (см. также «Эксперт о правильном подходе» в конце текста). А суммы штрафов иногда безосновательно достигают десятков тысяч гривне. И это только начало деятельности трудовиков.

Государственная регуляторная служба (ГРС) не согласовала ни одного из вариантов этого постановления. Тем не менее, опять-таки с подачи Гоструда, но без соблюдения регуляторной процедуры Порядок был утвержден на заседании Кабмина в апреле!

По идее ГРС как госорган, отвечающий за регуляторную политику, должен был подобную самодеятельность пресечь, но тут инициативу перехватил бизнес. Еще в конце апреля физлица-предприниматели Андрей Карпенко и Сергей Доротич (он также является председателем Всеукраинской общественной организации «Союз защиты предпринимательства») подали иск в Окружной административный суд Киева о признании недействительным и отмене постановления Кабмина №295 – см. ниже копию искового заявления:

Как рассказал Hubs Сергей Доротич, в суде, ссылаясь на загруженность делами, очень долго определялись с датой первого судебного заседания (оспаривается постановление Кабмина – скандал, однако!). В результате его назначили аж на 6 сентября. Судя по всему, противостояние будет нешуточное. И ожидать, что постановление №295 отменят в один присест, не приходится. Поэтому для ликвидации двойного пресса на бизнес наиболее приемлемым является именно решение законодателей о лишении ОМС всех контрольных функций.

Выход из ситуации

Поскольку законопроект №6489 уже рекомендован к первому чтению и включен в повестку дня работы парламента 12-14 июля, ФРУ обратилась к народным депутатам с просьбой с голоса внести правку в документ, исключив из ст. 34 Закона о местном самоуправлении норму о наделении ОМС полномочиями по проведению проверок в сфере трудового законодательства. Главное, чтобы народные избранники, предвкушающие отдых, кто на Канарах, а кто в Карпатах, об этом не забыли.

Эксперт о правильном подходе

Наталья Гостева, директор департамента дерегуляции предпринимательской деятельности ФРУ:

Gosteva2— Как свидетельствуют обращения в Федерацию, местные чиновники уже начали злоупотреблять контрольными функциями госинспекторов по труду. Например, за отсутствие фотокарточки на личном листке учета кадров грозят штрафом в 3200 грн.

Есть случаи, когда количество малозначимых нарушений умножается на количество работающих, в результате чего получаются просто фантастические суммы финансовых санкций. Однако лишение ОМС только функций по наложению штрафов ситуацию не меняет.

Ведь местные контролеры имеют широкий набор полномочий, которые позволяют им действовать по собственному усмотрению. Чего стоит только право беспрепятственно, в любое время суток, без предварительного уведомления проводить внеплановые проверки на любых предприятиях и получать доступ к документам.

Такие полномочия даже более жесткие, нежели у следователей, которые могут осуществлять следственные действия ночью лишь в неотложных случаях. Кроме того, много предприятий работают в несколько смен и в ночное время работодатель не только не способен обеспечить доступ к документам и давать пояснения, а и не должен этого делать.

Придание местным чиновникам статуса госинспектора по труду противоречит и самой Конвенции МОТ №81. Согласно Конвенции, инспекторов набирают, исключительно исходя из их квалификации, при этом они получают соответствующую подготовку для исполнения своих обязанностей. При этом гарантируется привлечение к работе квалифицированных технических экспертов и специалистов, в процессе их работы обеспечивается их дальнейшая учеба.

Сегодня чиновники ОМС не отвечают любому из этих требований! Поэтому Федерация обратилась к народным депутатам с просьбой: в ходе рассмотрения законопроекта №6489 полностью лишить ОМС полномочий по контролю за соблюдением законодательства о труде. В противном случае получим массу злоупотреблений.

Статья подготовлена в рамках информационного партнерства с Федерацией работодателей Украины (ФРУ). Деловой портал Hubs является Генеральным информационным партнером Комитета ФРУ по вопросам защиты бизнеса и прав собственности

*

Top