Бюрократия - страшная сила

У чиновников - сотни инструментов затягивания решений. Hubs рассказывает о самых любопытных

Hubs попросил чиновников, перешедших на госслужбу из бизнеса, рассказать о том, как старожилы министерств и ведомств защищают привычное положение дел.

Собеседники Hubs работают (или недавно работали) в министерствах обороны, инфраструктуры, экономического развития и торговли, финансов,  аграрной политики и продовольствия.

Чернила. Подчиненные знают, что если подписано черными чернилами, — значит «заволынить» документ, если синими, — значит одобрено и быстро в работу. А текст одинаковый: «Опрацювати згідно з чинним законодавством».

Еще одна разновидность этой уловки: пометки на документе, сделанные карандашом. Там может быть написано все что угодно, но это означает, что дана команда затянуть рассмотрение.

Пинг-понг. «Наш министр уверен, что в министерстве работает система электронных закупок, потому что три месяца назад он отдал необходимое распоряжение», — рассказывает сотрудница одного из министерств. А тем временем документ согласовывают то в одном, то в другом департаменте. «Например, пишут: «Невозможно принять решение без согласования с юридическим департаментом»;  те отправляют — в финансовый, оттуда — в административный», — объясняет ситуацию сотрудник другого министерства.

Нарушение регламента. Иногда документы сознательно согласовывают с нарушениями. Авторы документа должны выяснить причины нарушений. Документ остается «в столе» до завершения проверки.

Итальянская забастовка. Чтобы подать законопроект или проект указа, министерство-инициатор должно согласовать его еще в 4-5 министерствах. По регламенту у министерства-согласователя есть 30 дней, чтобы подать замечания или поставить подпись. Результат: документы по полгода «кочуют» по министерствам.

«Между новыми командами в разных министерствах не налажены горизонтальные связи», — объясняет советник одного из министерств. Зато такие связи отлично налажены между членами старой команды, годами работающей в системе», — рассказывает экс-директор Агентства по вопросам госслужбы Денис Бродский. «Если в чьих-нибудь интересах нужно затянуть принятие какого-то документа, чиновники легко это делают через своих старых знакомых», — говорит он.

Один из заместителей министра, который раньше работал в бизнесе, вспоминает историю об изменении названия департамента. На это ушел месяц. В итоге переименовал, но после этого взял на работу специального человека с большим опытом работы на госслужбе, который вычищает из документов поводы для бюрократических придирок.

В документе текст и вывод противоположны по смыслу. «Договорились с подчиненным, какие ключевые моменты должны быть в документе, — рассказывает Hubs один из замминистров. — Приносят объемный документ, где все вроде бы так, как должно быть, но в конце приписка: «Учитывая все вышеизложенное, нужно делать вот так вот», и это противоположно к тому, о чем договорились».  Его коллега из другого министерства говорит, что таким образом аппарат тестирует новичков на то, понимают ли они то, что делают, и последовательны ли в своих изменениях.

Запугивание госслужащих. Те начальники, которые уходят из министерства, говорят своим бывшим подчиненным: «Эти новые к осени успеют наделать ошибок, не выполнят обязательств и мы вернемся. И вспомним тех, кто помогал новым». Что делать чиновнику? Вдруг и правда, вернутся.

*

Top