Impact Hub Odessa: Мы выполняем функции госинституций
Impact Hub Odessa

Как коворкинг и конференц-сервис финансируют социальные проекты

Уже более двух лет в Одессе работает филиал международной сети Impact Hub. О том, какие принципы заложены в работу коворкинг-центра Impact Hub Odessa, и на какую помощь могут рассчитывать бизнесмены, собственному корреспонденту Hubs в Одессе рассказали Александр Славский – программный директор Impact Hub Odessa, и Марина Плужник-Гладырь – сооснователь Impact Hub Odessa.

Чем ваш центр отличается от других?

Марина: Набор услуг у нас приблизительно такой же, как по всей Украине: коворкинг и конференц-центр. Часть мероприятий мы организовываем сами: подбираем спикеров, проблематику и т. д. Другая часть проходит на условиях аренды. Но ни один коворкинг в Украине не занимается непосредственно социальными проектами, у многих это скорее приятный бонус к деятельности. У нас это — основной смысл и миссия. Мы существуем не ради коворкинга или каких-то модных спикеров. И не для того, чтобы заработать денег.

Марина Плужник-Гладырь

Марина Плужник-Гладырь

То есть строите маркетинговую стратегию в зависимости от потребностей социума?

Александр: Я бы не сказал, что это часть маркетинга. Наши коммерческие услуги не всегда пересекаются с социальной деятельностью. Возможно, люди идут к нам потому, что мы помогаем обществу. В первую очередь, они приходят за профессиональными конференц-услугами, хорошим сервисом, хорошим кофе и прочим. Это и есть часть маркетинговой кампании. Проектор, включенный в стоимость аренды, или технический сотрудник, который помогает в любой момент, – это части маркетинговой кампании.

Социальная составляющая – это не часть маркетинга, это основа. Она закладывалась вначале, а потом уже был выстроен набор коммерческих услуг. В случае конфликта между коммерческой услугой и социальной деятельностью мы отдаем предпочтение последней. Поэтому у нас больше половины событий – социальные.

Мы вкладываем определенный смысл в словосочетание «третье место». Это важно проговорить, поскольку это – основополагающая часть нашей работы. «Третье место» – это не работа и не дом, а место, где создается общество, где оно «сшивается», где люди начинают разговаривать, договариваться, «варить» новые проекты. Ни дома, ни на работе нельзя этим заниматься, потому что там происходят другие процессы. Чтобы общество здесь «сшилось», мы создаем социальные проекты совместно с бизнесом, с государственными структурами. Прикладываем к этому миллион усилий, в том числе жертвуя коммерческой деятельностью.

А теперь о социальном предпринимательстве. Наша цель – не деньги. Для нас деньги – это средство осуществления социальной миссии.

Александр Славский

Александр Славский

Марина: У нас нет доли в прибыли. Мы не заинтересованы в том, чтобы заработать как можно больше.

Александр: Вся прибыль направляется на поддержку социальных проектов. В 2015 году мы раздали напрямую около 100 тысяч гривен своего заработка и несколько миллионов в виде грантов, инвестиций и т. д.

Если мне нужен инвестор, вы можете мне как-то помочь?

Марина: Если вам нужен инвестор, вы ищете бизнес-инкубатор с возможностью инвестирования. Это достаточно общепринятая модель. Вы приходите с идеей, проходите программу, учитесь у менторов. Вашу бизнес-модель оценивают. Затем участвуете в конкурсе проектов, защищаете идею перед инвесторами и… получаете инвестиции.

Александр: В Украине это еще находится в зародышевом состоянии.

Марина: А на западе – общепринятая норма. У нас в Хабе есть бизнес-инкубатор для социальных проектов, ряд программ от доноров, где можно получить инвестиции. Но! Первый вопрос, который мы зададим соискателю: в чем заключается социальная значимость его проекта? Мы работаем с социально полезными проектами.

Александр: Каждый вторник с 16:00 до 19:00 любой желающий может прийти сюда. Вас примет сотрудник Impact Hub Odessa – я, Марина или Диана. Мы принимаем всех, людям часто необходимо выговориться. К сожалению, большинство из них даже не может адекватно сформулировать проблему.

Второй формат, который у нас есть, – это так называемый Social Pitch. В некоторые дни с 11:00 до 14:00 можно прийти и рассказать о своем проекте. Для этого нужно заранее подать заявку. При необходимости мы помогаем ее правильно составить.

Марина: Как правило, проекты подавших заявку, — это просто идеи, которые надо додумывать; больше эмоциональные излияния, а не бизнес-планы.

Александр: На вопрос «Что конкретно вам нужно?» многие не могут адекватно ответить.

Марина: Мы учим людей презентовать свои идеи перед инвесторами, учим проектному мышлению.

Александр: Перед питчингом проводим тренинг: учим, как презентовать себя, приводим примеры. Времени дается очень мало – пять минут со всеми вопросами.

На этом все заканчивается или есть продолжение?

Александр: Сегодня у нас есть ряд программ обучения построению и внедрению проекта. Это бизнес-инкубатор «Новий відлік» от фонда «Відродження», направленный на работу с переселенцами. Следующая такая программа будет и для пострадавших в зоне АТО, и для военных. Благодаря «Новому відліку» у нас появился бизнес-проект «Такси «Турбота»» – первого такси в Одессе для инвалидов-колясочников.

Есть еще одна программа общественного обучения – это «Школа публичного администрирования». Там будет несколько курсов для аудитории разного уровня и с разной спецификой.

Например, у нас были курсы для новичков, один посвященный проектному мышлению, ещё один — курс по фандрайзингу. С февраля объявляем курс волонтерского менеджмента и курс проектного мышления для лидеров районов Одесской области. Мы хотим заводить там партнеров и людей, которые могли бы с нами реализовывать общие проекты. И будет еще один курс по маркетингу социальных проектов.

Также у нас есть определенные форматы менторства. Вы приходите, и вам долго задают одни и те же вопросы. Иногда, на ваш взгляд, глупые. На что вы готовы ради инвестиций? Готовы ли вы отказаться от своего названия? И т.д. и т.п. Время от времени мы организовываем публичные мероприятия, например, в виде инвестиционных форумов. Не всегда они получаются удачными в плане инвестирования. Тем не менее, для общения, публичного эффекта и получения опыта они очень полезны.

Ближайший форум пройдет в марте. Мы пригласим представителей бизнес-сферы и людей, которых мы подготовили. Они будут профессионально презентовать свои проекты перед инвесторами – крупным бизнесом, командой облгосадминистрации и горсовета, крупными фондами.

Подобных программ на этапе инвестирования немного и они еще не системные. Гарантий мы вообще дать не можем. К тому же у нас рынок инвестиций не развит. У нас нет публичного инвестирования, нет мелкого инвестирования. Но нам все же удавалось привлекать средства от частных инвесторов, фондов и т.д.

Так, недавно состоялся выпуск проекта «Новий відлік». Участники прошли полный курс обучения на грант от фонда «Відродження», 14 переселенцев из 70 получили гранты на развитие собственных проектов. А такси «Турбота» получило инвестирование от стороннего инвестора. Мы его менторили пару месяцев, потом организовали несколько встреч с крупными одесскими бизнесменами, и на одной из них удалось найти инвестиции.

хаб_коворкинг_1

Кто основные клиенты Хаба? Ежедневно видна молодежь, а на выпускном были люди среднего и старшего возрастов.

Марина: В зависимости от программы. У нас много молодежи. Одним из приоритетных направлений деятельности Хаба является поддержка молодежных программ. У нас есть целостный волонтерский сервис – довольно большая группа молодых людей, которые занимаются волонтерством, причем не только в стенах Impact Hub Odessa, но и везде, где может потребоваться их помощь. Госпитали, центры помощи переселенцам, детские центры и т.д. В силу специфики молодежи их больше видно. Они здесь тусят. Но в январе у нас было 250 учителей. Поднявшись на третий этаж, вы можете увидеть людей, которые не похожи на креативщиков. Это директора филиалов компаний, главы районных администраций.

Многие люди возрастом постарше в силу объективных причин потеряли бизнес и сейчас боятся начать все с нуля, хотя где-то внутри есть желание. Потеряли веру в себя. Есть ли у вас опыт в этом направлении?

Марина: Я достаточно много об этом думаю. Я прекрасно понимаю, насколько может быть сложно людям старшего поколения воспринять все новое. Мы часто работаем с общественным сектором, общественными организациями, к нам приходили опытные общественники старшего возраста. Я вижу, что это люди совершенно другого типа мышления. Они боятся многих современных реалий, им непонятен наш акцент на бизнес-составляющую. Они боятся денег, боятся бизнеса, боятся, что их обманут. Возможно, они и не зря боятся. У них есть некий опыт, который этот страх порождает. Это большой вопрос, как работать с этими аудиториями.

Александр: Вы знаете, проект «Новий відлік», с одной стороны, был очень сложным. Переселенцы, люди с Донбасса отличаются: они почувствовали войну, многие потеряли квартиру, бизнес. Было психологически очень сложно. Каждое занятие начиналось с борьбы со стереотипами, разочарованиями. С другой стороны, он был вдохновляющим. 25 человек из 83, которых мы обучали, разрушили стереотипы и стали привносить что-то новое. Они преодолели себя, преодолели общее разочарование.

Например, женщина за шестьдесят из Авдеевки. Там у нее остался полуразрушенный кондитерский цех, в который попал снаряд. Теперь дочь сторожит то, что осталось, а мать вынуждена была уехать. На половине курса она пришла и говорит: «Александр, я вас послушала и поняла, что знаю все это. Я решила, что начну работать. У меня есть старая фритюрница, буду делать чебуреки в Сергеевке». 100 грн в день – немного, конечно, но уже хоть какой-то заработок. Проект инватакси «Турбота» сделал таксист в инвалидной коляске. Нам презентовали проект «Хостел для людей с ограниченными возможностями».

Марина: Возвращаясь к людям старшего поколения, хотелось бы рассказать про учителей (один из тематических приоритетов нашей работы наравне с молодежными проектами — это работа с образованием). С учителями у нас был теплый опыт. На мой взгляд, самый правильный метод работы с такой аудиторией – это истории успеха таких, как они сами. И некие интеграционные события для них, где они могут друг друга вдохновлять. Система образования не стремится реформировать сама себя. Все хотят сделать реформы, но так, чтобы ничего не трогать. Причем многие из лучших побуждений. Наша школа – очень консервативная система, иерархичная, вертикальная. Учителя действуют с оглядкой на директора. Директор вынужден все время оглядываться на районо. Районо – на городской или областной департамент и т.д.

Проблема в том, что о смыслах и сути образования в этом всем очень часто забывается. Забывается о том, что в центре образовательного процесса стоит ребенок. Вместо этого все заняты взаимоотношениями бюрократических аппаратов. Мы провели EdCamp, когда часть лекций читается приглашенными экспертами, а остальную часть программы заполняют сами учителя. Это очень сильно вдохновляет. Координатором была обычная учительница с поселка Котовского, вовсе даже не юная. После этого, например, областной департамент образования уже задумался. А чем занимается институт повышения квалификации учителей, в прямые обязанности которого входит организация таких мероприятий? Они предлагают нам организовывать тренинги в современном формате, показывать это министерству, а затем решать, нужен ли их институт.

Александр: У нас есть программа «MedHub», где преподаватели мединститута читают лекции студентам, потому что в институте нужно читать лекции строго по программе, а здесь можно выбрать тему и нормально ее раскрыть, провести полноценное обучение.

Марина: Мы выполняем функции тех институтов, которые у нас не функционируют должным образом. Я не считаю, что это хорошо, скорее, плохо – как индикатор того, в каком состоянии у нас в стране определенные институции. Студенты приходят к нам слушать лекции, учителя приходят повышать квалификацию. То есть образовательная составляющая, которую люди должны получать в определенных учреждениях, ложится на наши плечи. Фактически мы заполняем пробел, который образовался между потребностями граждан и государством.

*

Top