Что изменилось в условиях сотрудничества Украины с МВФ
МВФ отредактировал условия сотрудничества с Украиной. Hubs выяснил, что изменилось в экономической программе.
Макропрогнозы
В пятницу совет директоров Международного валютного фонда принял решение о выделении Украине второго транша по кредиту в рамках программы расширенного финансирования (Extended Fund Facility Arrangement, EFF). В ближайшие дни Киев получит SDR1182,1 млн ($1,7 млрд). Следующий транш на аналогичную сумму ожидается в сентябре. К нему Киев будет готовиться, следуя уже обновленной экономической программе.
Правительство и Фонд ухудшили экономические ожидания. Согласно обновленным прогнозам, реальный ВВП в этом году сократится на 9%, а не на 5,5%, как предполагала первоначальная программа EFF. Это объясняется «падением промышленного производства, более жесткими условиями кредитования и сворачиванием экспорта». Причины — более сильное, чем ожидалось, падение экономике на Востоке страны из-за военного конфликта. Потребительские цены, наоборот, вырастут сверх положенного — на 46% вместо 27%. Откорректировать ожидания по инфляции заставил скачок обменного курса гривны в феврале-марте. Эксперты организации уверены, что к концу года за доллар будут давать 23,5 гривны. В марте они прогнозировали 22 гривны на конец года.
Из-за такой сильной инфляции резко подскочил прогноз по номинальному ВВП — с 1850 млрд до 1981 млрд гривен. А вместе с ним — и все ориентиры, которые МВФ устанавливает в процентах от ВВП.
Госбюджет
Из-за пересмотра макропрогнозов были откорректированы, прежде всего, бюджетные ориентиры для правительства. Правда, только в денежном выражении. В относительных показателях — в процентах от ВВП — они остались почти прежними. На Грушевского рассчитывают выйти к концу года на консолидированный дефицит бюджета и НАК «Нафтогаз» в размере 7,3% ВВП. В марте ориентировались на 7,4% ВВП. Только если раньше это было 136,2 млрд гривен, то теперь — 144,6 млрд гривен. Небольшая разница объясняется тем, что ухудшение прогноза по одним доходам (по налогу на прибыль предприятий и на доходы физлиц) компенсирует улучшение прогноза по поступлениям НДС.
В правительстве признают, что перевыполнять план по доходам госказны помогает инфляция и девальвация гривны. И соглашаются с тем, что во второй половине года этот ресурс будет постепенно исчерпываться, поэтому существенного перевыполнения по итогам года не ожидается. «Поскольку обменный курс укрепился во втором квартале, а инфляция, как ожидается, будет снижаться, мы ожидаем замедления роста поступлений в течение периода, который остался до конца года», — говорится в меморандуме. Небольшую сумму, которая может будет получена за счет перевыполнения плана по доходам, правительство предполагает потратить на оборону, выплату пенсий и социальной помощи переселенцам с Востока, погашение задолженности по возмещению НДС, а также финансирование реформ судебной системы и госслужбы.
Реструктуризация госдолга
Министерство финансов так и не успело договориться с кредиторами о реструктуризации госдолга до завершения первого пересмотра EFF. Похвастаться могут только Укрэксимбанк, Ощадбанк и «Укрзализныця». Даже угроза моратория на выплаты по еврооблигациям суверена не помогла, хотя и заставила кредиторов впервые задуматься о списании части госдолга. «Несмотря на наши активные усилия, процесс реструктуризации долга продвигается медленнее, чем ожидалось», — признались украинские власти в письме к руководству МВФ. Представители Фонда неоднократно отмечали, что организация сможет продолжить финансирование Украины и в условиях технического дефолта — по программе Lending-into-Arrears Policy. Условие о реструктуризации осталось и в обновленной программе EFF. Новый дедлайн — конец сентября. Размер долга, который предполагается списать, не изменился. В Минфине говорят, что это — 40% основной суммы долга, а не 5%, как предлагают сейчас кредиторы.
В МВФ рассчитывают, что при успешном завершении долговой операции в 2015 году правительство сможет вернуться на внешний рынок заемного капитала уже спустя три года. «После реструктуризации в 1998 году Украина вернулась на рынки капитала через три года. Предполагается, что к концу 2017 года Украина сможет вернуться на международные рынки капитала», — говорится в докладе Фонда.
Налоговая реформа
Изменения в налоговой системе были прописаны в программе МВФ еще в марте. В эту реформу вносятся небольшие коррективы. Например, изменение ставок ренты за недропользование при добыче газа и нефти. Минфин обещает снизить ставки для частных компаний с 55% до 29% (при глубине добычи до 5 км) и с 29% до 14% (при глубине добычи свыше 5 км). Разница лишь в том, что изначально правительство должно было подать соответствующий законопроект еще в первом полугодии, а прописанные в нем нормы должны были бы вступить в силу с начала следующего года. Но законопроект был зарегистрирован в парламенте лишь в середине июля, накануне ухода парламентариев на каникулы. Нардепы просто не успели его рассмотреть. Парламент соберется осенью. Еще одно отличие — в сроках вступления изменений. Планировалось, что они заработают с нового года, но под давлением добывающих компаний и из-за недобора доходов от ренты в госбюджет Минфин согласился снизить ставки с 1 октября 2015 года.
Также Минфин по-прежнему настроен распространить общий режим налогообложения НДС на сельхозпроизводителей с начала 2016 года. В течение августа правительство должно внести соответствующий законопроект в парламент. Это должно принести 0,3% ВВП в госказну в следующем году.
Наконец, очередная реформа единого социального взноса. «Мы пересматриваем влияние изменений, внесенных в декабре 2014 года и марте 2015 года, касательно расчета ставок ЕСВ на подачу информации о фактически выплаченных зарплатах, — говорится в меморандуме. — Такой анализ поможет разработать варианты реформирования ЕСВ». Конкретные шаги будут разработаны в ходе консультаций с экспертами МВФ. Если третья попытка детенизации зарплат с помощью ЕСВ не провалится, госбюджет-2016 заработает на этом 0,5% ВВП.
Реструктуризация и приватизация госкомпаний
МВФ ввело два новых структурных маяка, то есть обязательных к выполнению обязательств относительно реформы госкомпаний. У правительства уже есть первый список на приватизацию из 302 компаний. Часть из них продадут в этом году. До конца лета правительство должно составить список из десяти компаний, приватизация которых станет приоритетом. В понедельник, 3 августа, Кабмин уже распорядился о создании специальной рабочей группы, которая вместе с Фондом госимущества определит для каждого предприятия основные параметры, условия и метод приватизации. Подобные планы действий для первых пяти предприятий должны быть прописаны до конца августа. Кабмин должен будет утвердить хотя бы два из них до конца сентября. Это — один из двух новых маяков.
До конца сентября правительству нужно будет определиться и со списком неработающих госпредприятий, от которых необходимо избавиться. При этом должны быть прописаны временные рамки ликвидации компаний, а также просчитаны размеры потенциальных потерь госбюджета. Первые шаги по закрытию таких госкомпаний должны быть сделаны уже в текущем году.
Второй новый маяк — реструктуризация госкомпаний. Межведомственная группа, которая объединит представителей Минфина и Министерства экономического развития и торговли, проанализирует фискальные риски для 30 крупнейших госпредприятий с наиболее значительными бюджетными рисками. До конца сентября она подготовит список десяти госпредприятий, которые несут в себе наиболее крупные фискальные риски. Эти предприятия ждет не приватизация, а реструктуризация. План действий по реструктуризации первой пятерки будет утвержден до конца января 2016-го.
Пенсионная система
Еще одним структурным маяком стала пенсионная реформа. До конца года Верховная Рада должна принять пакет законопроектов, в которых будут пересмотрены параметры социальной системы, отменены специальные пенсии, ужесточены правила досрочного выхода на пенсию. Также в них будут предусмотрены условия для введения накопительной системы в дополнение к солидарной. Изначально меморандум не выносил это на уровень структурных маяков, а пересмотреть закон о пенсионном обеспечении парламент должен был до середины сентября.
В мартовской версии EFF правительство обещало в период действия программы «индексировать пенсии (в том числе те, которые назначены госслужащим, и спецпенсии) на уровень цен». Но в новом меморандуме об этом нет ни слова. С одной стороны, Петр Порошенко выступает за индексацию зарплат бюджетникам и пенсий к концу 2015 года, чтобы «не допустить падения уровня жизни людей», и призывает правительство ее ускорить. С другой стороны, Кабинет Министров не спешит. В Минфине неоднократно жаловались, что денег на индексацию нет. Чтобы профинансировать ее, правительству нужно будет найти дополнительно 12 млрд гривен. Если зарплаты с пенсиями и будут повышены, то только в декабре, как и предусмотрено госбюджетом-2015. Да и то — не на процент инфляции, а в разы меньше. Министр социальной политики Павел Розенко на прошлой неделе заявил, что пенсии и зарплаты будут повышены пропорционально с прожиточным минимумом, то есть приблизительно на 13%.
Монетарная политика
Несмотря на то, что экономический спад в текущем году будет вторым по глубине с начала нулевых, Национальный банк пока намерен бороться в первую очередь с инфляцией, а не стимулировать экономику. В конце июля НБУ решил оставить учетную ставку на отметке 30%, на которой она находится с марта, и намерен удерживать ее на этом уровне еще некоторое время. В мартовской версии EFF Нацбанк обещал сохранить позитивную учетную ставку в течение следующих 12-18 месяцев. Теперь же он готов снизить ее до конца года. «Если инфляционные ожидания будут хорошо «заякоренными», инфляция под контролем, а стабильность валютного рынка усиливаться, мы рассмотрим возможность ослабления монетарной политики на более поздних этапах 2015 года», — говорится в кредитном меморандуме МВФ и Украины. Если такие ожидания не оправдаются и усилится девальвационное давление на гривну, Нацбанк, наоборот, может еще больше ужесточить политику.
В то же время МВФ сохранил ориентиры по размерам официальных резервов НБУ на уровне $18,3 млрд на конец года.
Рекапитализация банков
МВФ позволит государству потратить на рекапитализацию банков не 139 млрд гривен, как планировалось в марте, а 152 млрд гривен. В основном это результат раздувшегося номинального ВВП. В относительных показателях индикатор вырос незначительно — с 7,5% до 7,7% ВВП. Также НБУ, Минфин, МВФ и Всемирный банк доработали план спасения системно важных банков. Цель плана — минимизировать фискальные расходы в случае проблем у таких финучреждений. Согласно плану, руководство таких банков может быть заменено на независимых опытных банкиров. Значительную часть кредитов придется полностью обеспечить резервами или полностью вывести с баланса банка в отдельное специализированное подразделение, желательно в этом же банке. Государственные деньги будут использоваться для приведения коэффициента достаточности капитала до 10% или среднего уровня этого показателя для соответствующей группы банков. Но на эту поддержку даже системно важные банки смогут рассчитывать только после того, как кредиторы, не владеющие депозитами, будут вовлечены в процесс оздоровления банка.
Рынок ценных бумаг
В обновленной EFF впервые поднята тема реформирования рынка ценных бумаг, которая не обсуждалась в первоначальной версии программы. Как говорится в июльском меморандуме, введенный в 2014 году мораторий на выездные проверки и расследования для большинства госорганов, в том числе Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, подрывает возможность ведомства отслеживать риски и злоупотребления. Поэтому до конца сентября правительство планирует отменить мораторий для НКЦБФР.
Изменится и само ведомство. С 13 по 27 июля Нацкомиссия прошла оценку экспертов МВФ на предмет полномочий регулятора и вопросов его независимости. Теперь до окончания лета должен быть сформулирован четкий план действий, которые помогут привести работу украинского рынка капитала, а также полномочия и независимость регулятора в соответствие с международными практиками.