CEO компании по управлению активами Generation Partners, расположенной на Кипре, Сергей Карташов (Sergejs Kartasovs) объяснил, почему 90% стартапов умирают, не прожив и несколько лет.
Согласно статистическим данным, подавляющее большинство IT-проектов «умирают», не дожив и до своего первого дня рождения. Причин этого явления, как рассказывает Сергей Карташов, достаточно много: неудачная идея, слабый или неслаженный коллектив, недостаток средств для создания демо-экземпляра продукта.
«Это те факторы, которые мы анализируем в первую очередь. Поскольку проектов на рынке в последнее время огромное количество, эти очевидные критерии позволяют нам сэкономить время, не тратя на их анализ лишние усилия, – рассказывает Сергей Карташов. – В проекты с такими критическими недостатками инвесторы не рискуют вкладывать деньги».
Что же случается с остальными 10% стартапов, которые преодолевают первый этап проверки? Эти идеи анализируются более детально. В отличие от своих менее успешных собратьев, они обладают уникальной, потенциально прибыльной идеей или уже готовым продуктом. Но и это не финальный фактор, влияющий на принятие решения о финансировании.
На следующем этапе анализа Сергей Карташов выделяет три основных фактора, на которые обращают внимание эксперты:
– Менеджмент. Как правило, руководителями стартапов становятся их же создатели. В большинстве случаев это ошибка. Людям с техническим и творческим складом ума редко удаётся выстроить грамотный менеджмент. Это люди с талантом изобретать и улучшать продукты. В сфере же управления эти таланты, зачастую, не помогают, а лишь мешают. Часто основатели настолько любят собственный продукт, что дело доходит до авторитаризма. Все организационные решения принимаются единолично. Такой тип менеджмента мешает конструктивной работе в команде и может завести проект в тупик.
– Монетизация. Стартап – это уже не творческий проект, это бизнес. Соответственно, он должен приносить доход. Опять же, ввиду технического и творческого склада ума, разработчики, зачастую, напрочь забывают о монетизации своего проекта. Даже если он потенциально полезный и прибыльный, если у создателей нет видения его монетизации, инвесторы, скорее всего, им не заинтересуются.
– Стратегический план. Даже совокупности хорошего продукта, сильной команды и бизнес-плана может не хватить для достижения успеха. Руководители стартапа должны видеть перспективы и пути развития как минимум на несколько ближайших лет. Пускай, изначально в абстрактной форме, которую впоследствии можно дополнить и скорректировать. Однако полное его отсутствие говорит о недальнозоркости руководителя и отпугивает от проекта потенциальных партнеров и вкладчиков.
«Второй этап занимает больше времени и позволяет отсеять ещё до 9% проектов. Те же, что проходят и его, показав комплексный подход к созданию стартапа, попадают на стол инвесторов, получают необходимое финансирование и новые возможности для развития», – отмечает Сергей Карташов.
По словам Сергея Карташова, один из основных видов деятельности компании Generation Partners – поиск подобных проектов, их тщательный анализ и презентанция потенциальным инвесторам. Центральный офис компании находится на Кипре. Такое местоположение, объясняет Сергей Карташов, выбрано для удобства с логистической точки зрения, поскольку позволяет комфортно работать с клиентами как из Восточной, так и Западной Европы. К тому же, на Кипре, благодаря льготному налоговому режиму для IT, сосредоточено очень много IT-стартапов.