В фокусе иноСМИ: миссия «остановить Путина», сравнение войны в Сирии и в Украине, итальянский взгляд на украинскую войну
На прошлой неделе в мировых медиа вспоминались преимущественно те украинские темы, которые уже звучали, но от этого не потеряли своей актуальности. Одним из самых важных моментов оказалось сравнение войны в Украине и в Сирии. Hubs собрал наиболее интересные мысли на этот счет, высказанные в зарубежных масс-медиа, а также проследил, на что еще обращали внимание на прошлой неделе.
Сдержать агрессора
Адресованная Владимиру Путину фраза украинского президента Петра Порошенко «А ты не стреляй» стала афоризмом после переговоров в Берлине. Доминик Мойизи из французского Les Echos задался вопросом: как же на самом деле можно сдержать российского агрессора?
Автор в самом начале статьи отмечает, что уровень доверия России и стран Запада не был настолько низким, как сейчас, со времен окончания холодной войны. Мойизи пишет, что вопрос установления рамок для России не изменился с 1947 года.
«В 2016 году источники разногласий с Россией стали острей и многочисленней. Украинскому кризису еще далеко до завершения, несмотря на подписание Минских соглашений. Вооруженное противостояние России и Украины может усилиться в любой момент», — пишет автор, отдельно отмечая, что сами Минские соглашения не выполняются. Причем Москва не просто бросает пустые угрозы, но и размещает в Калининграде военные комплексы, а также выходит из переговоров с Вашингтоном по вопросу утилизации ядерного оружия.
Дальше по тексту продолжается описание проблемы и, наконец, разобравшись с проблемой «кто виноват?», Мойизи доходит до ключевого вопроса: «что же теперь делать?» Ответ получается стратегическим: «Прежде всего, нужно не отворачиваться, делая вид, что ничего не происходит. Нужно осуждать все поползновения России. Просветительская работа внутри и снаружи должна стать ответом на активную и ловкую российскую политику дезинформации». По мнению автора, в случае, если России не установят рамки, придется согласиться на эскалацию с неизвестным исходом.
Сирия – не Украина
На прошлой неделе в американском издании The National Interest вышел материал «Сирия – не Украина». Напоминает лозунг «Мариуполь – не Донбасс», хотя автор Микола Мурский вряд ли его слышал. Он взял идею, которая много раз использовалась в иноСМИ во время описания переговорных процессов западных лидеров с Путиным в Берлине: Сирия похожа на Украину. Только Мурский с этим кардинально не согласен.
Автор начинает материал со схожих моментов. Главным из них является вмешательство России в конфликты: «В обеих странах (Сирия и Украина, — Hubs) уже длительное время идет война, и кое-кто на Западе привык объединять две российские интервенции. В конце концов, Россия стремится получить сферу влияния, в которую входят оба государства».
Самые главные различия – мотивы и действия Кремля: Россия подогрела конфликт на Донбассе и аннексировала Крым, руководствуясь собственным принципом. Автор отмечает, что Москва расценивает Украину как свою сферу влияния: «В политическом плане Россия руководила Украиной с начала 1700 годов с непродолжительным перерывом после Первой мировой войны. На протяжении 300 лет культурные и политические лидеры двух стран действовали в обоих пространствах». Сложно попрощаться с Украиной и отдать ее в Европу, прежде всего, для Путина, — отмечает автор. Для многих россиян фраза «Крым наш» стала бальзамом на душу.
С Сирией совершенно другая история: «Только в 1971 году Хафез аль-Асад разрешил СССР открыть военно-морской пункт материально-технического обеспечения на Средиземном море. Кремль ни в коем случае не позволит очередной стране попасть под влияние Америки». Но есть еще больший сакральный смысл: благодаря своей интервенции Россия получила место за столом переговоров, и наряду с США стала посредницей в урегулировании конфликта.
Самое главное отличие, по мнению автора, — в масштабах трагедии: «Гражданская война в Сирии унесла жизни более 400 тысяч человек. В ходе войны появилось почти 11 миллионов беженцев и внутренне перемещенных лиц. В ходе войны на Украине погибли 10-15 тысяч человек, а количество внутренне перемещенных лиц составляет полтора миллиона».
Борьба за границу
Итальянские медиа редко внимательно следят за событиями в Украине, – недаром в обзорах Hubs они пока не встречались. Издание La Stampa опубликовало репортаж с Донбасса журналиста Роберто Травана, который начал материал с афоризма: «Можно победить армию, но не народ». Журналист разговаривает с неким Арменом, человеком, который называет себя просто «патриотом»: у него волонтерский склад в Яготине, в 150 км к востоку от Киева. Автор не упускает возможности актуализировать материал под Италию: «Гуманитарная помощь приходит со всего мира благодаря цепочке солидарности, начинающейся от Канады, идущей через Германию, Испанию, Францию. Даже через Италию, где живет многочисленное украинское сообщество».
Роберто Траван описывает, как конвой с волонтерской помощью по дороге в зону АТО встречают одобрительные слова и лозунги «Слава Украине!» и «Героям слава!» Он описывает, как живут украинские военные, которые находятся в непосредственной близости к линии фонта: «Люди спят среди мышей, во влажных убежищах, образовавшихся среди остатков разрушенного взрывами помещения».
Траван отмечает, что война на окраине Донецка продолжается беспрерывно уже более двух лет, а «Минские соглашения о прекращении огня не стоили выеденного яйца: гранатометы не умолкали ни разу».
Итальянцы в статье не всегда выглядят в позитивном свете. Например, автор отмечает, что на стороне сепаратистов воюют несколько наемников из Италии. Автор четко обозначает, кто против кого воюет, называя сторонников пророссийских сепаратистов «врагами». Также он проводит много ассоциаций с Майданом, в том числе в виде цитат героев материала.