финансирование партий

Однако за его счет окрепнут молодые партии, которым не хватает средств на агитацию

В проекте государственного бюджета на 2017 год, который зарегистрирован 15 сентября, предусмотрены расходы на финансирование уставной деятельности политических партий в размере 442,4 млн грн. Это стало возможным благодаря принятому летом 2015 года Закону  «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия политической коррупции», который в части госфинансирования партий вступил в силу 1 июля 2016 года. Главная цель, которой должен был достичь этот закон, — снизить, а впоследствии и вовсе исключить  зависимость украинских политических партий от спонсоров-олигархов. Авторы закона опирались на мировой опыт, где подобное финансирование является нормой.

Напомним, как писал Hubs, по данным IDEA (Institute for Democracy and Electoral Assistance), 54,4% стран мира финансируют партии на регулярной основе, 31,1% возмещают их расходы на избирательную кампанию. В Европе эти показатели еще выше: 84,1% стран постоянно поддерживают политические силы, 38,6% — только во время выборов. Также предполагалось, что при помощи госфинансирования, прозрачной системы расходования этих денег и контроля за этим процессом удастся создать условия для добросовестной конкуренции всех политических партий. Предполагалось, что средства пойдут на содержание партийных офисов, партийного аппарата, работу депутатов в округах, выборы и т.д.

Кроме прочего, «партийные деньги» — одно из требований антикоррупционного пакета и условие получения безвизового режима.

Как указано в законе, получить госфинансирование сейчас смогут лишь те партии, которые во время последних парламентских выборов в 2014 году набрали не менее 5% голосов избирателей. Для этого они должны предоставить отчеты об имуществе и доходах, расходах, финансовых обязательствах за I и II кварталы 2016 года.

Hubs узнал мнение депутатов и политологов относительно того, насколько это финансирование может быть эффективным в нынешних условиях.

Игорь Луценко, народный депутат от партии «Всеукраинское объединение «Батькивщина»:

 Игорь Луценко

— Не думаю, что мы получим результат от госфинансирования партий именно тот, которого многие ожидают. Если поделить выделенные средства (442,4 млн грн) на количество партий, предполагаемых к финансированию, то получим менее 80 млн грн на каждую, то есть около 3 млн долларов США. Это — бюджет одной из выборной кампании по мажоритарке, то есть выборы одного олигарха на одном округе. Что отнюдь не уравняет в правах все партии, не станет реальной поддержкой для таких (молодых и немногочисленных, но активных — ред.) партий, как «Демальянс» и т.д.

На выживание партий в электоральной гонке влияют не эти копейки, а гораздо большие суммы. Основные затраты — медиа, в первую очередь телеканалы. То есть зачастую спонсорство имеет не финансовую природу, а медийную. Например, олигарх Пинчук договаривается с какой-то фракцией, что он пускает ее на свой канал на хороших условиях, а за это фракция обещает не голосовать за то, что не выгодно Пинчуку. При этом в основном работа ведется в межвыборный период, чтобы нарастить рейтинг и т.д.

Что касается мажоритарщиков, то им дают франшизу на той или иной территории. То есть ты, как кандидат, должен обеспечить поддержку партийного бренда и финансировать собственную рекламу. Таким образом партия на тебе зарабатывает, а ты идешь в виде солидного человека от партии. Эти деньги идут по «теневым» схемам и вывести их оттуда сложно.

Однако еще больше меня беспокоит то, что органом, который будет решать долю партий относительно результатов на выборах, будет не только ЦВК, но и Национальное агентство по противодействию коррупции. Потому что я не знаю людей, которые бы сдали декларацию без ошибок. Всегда в сданной декларации можно найти неточности, если начать «копать». Абсолютно такая же ситуация будет и с партиями. А партии теперь вынуждены добросовестно отчитываться о своих доходах и затратах, потому что их теперь финансируют из госбюджета. И к любой партии можно будет предъявить претензии, что у нее неправильная отчетность. Как минимум, подымать вопрос о том, что неправильная отчетность. Как максимум, просто снимать с выборной гонки. Во главе этого будет НЗК. То есть парламент создал супер регулятора, где будут сотни тысяч деклараций чиновников.

Владимир Фесенко, политолог

Владимир Фесенко

— 442,4 млн грн на финансирование партий — много это или мало? Чтобы исчерпывающе ответить на этот вопрос, нужно оценить использование средств по статьям расходов. Куда они идут? В каком объеме? Но сегодня эти оценки могут быть самые разные, потому что мы сталкиваемся с этим впервые. И любая оценка будет субъективной, поскольку у нас нет опыта госфинансирования партий.

Кроме того, до сих пор финансирование партий находилось в тени, поэтому мы не можем сейчас хотя бы примерно оценить, достаточные деньги выделяются из бюджета, или нет. При этом нужно учесть, что в регионах все крупные партии финансируются за счет местных спонсоров.

Также сложно сказать, какой должна быть оптимальная модель расчета госфинансирования, сколько минимум нужно средств для функционирования партий и на какие нужды. Как это не парадоксально, но при расчете суммы (авторы законопроекта — ред.) исходили из российского опыта. В России на эти цели ежегодно выделяется около 1 млрд руб.

Уменьшится ли влияние олигархов на политические партии, — зависит прежде всего от самой партии. Здесь надо быть реалистами. Если партия захочет получить дополнительные деньги, то они будут. Но зачем тогда госфинансирование партий? Для того, чтобы уменьшить соблазны. Чтобы у партий, которые не хотят брать деньги у олигархов, была альтернатива. Кроме того, берут в основном не на текущие расходы. У большей части парламентских партий нет постоянно действующего партийного аппарата, который нужно содержать, нет партийной машины и т.д. Есть центральный офис и все. Кроме того, наибольшие затраты — во время выборов, а не в межвыборный период.

Говоря о государственных приоритетах в госфинансировании, за счет 442,4 млн грн пенсии существенно не поднимешь, это не решит принципиальных задач. Для сравнения, на внешнюю политику в 2016-м предусмотрено увеличение финансирования на 1 млрд грн (на 33% больше, чем в прошлом, 2015 году). Вот это существенно.

Александр Солонтай, политический эксперт

Александр Солонтай

— Считаю госфинансирование партий важным решением, цель которого — навести порядок в политике. Особенно это хорошо для тех партий, которые пользуются доверием избирателей, но не получили 5% и не прошли в Верховную Раду. Это партии, похожие на «Свободу», «Гражданскую позицию». Когда закон вступит в полную силу, тогда и такие партии тоже будут финансироваться. Но на 2017 г. предусмотрено финансирование только тех партий, которые прошли в парламент.

На мой взгляд, 442,4 млн грн – это мало. Но брать с налогоплательщиков сейчас больше денег, когда система еще не заработала, не целесообразно. С этой суммы просто нужно начинать. Кроме того, избиратель еще не понимает, что партии будут финансироваться из госбюджета, поэтому нельзя начинать с большого финансирования. Надо запустить малое, потом объяснить избирателям, что партии, за которые больше людей проголосовали, получили больше денег. Избиратель, который в будущем будет голосовать, должен запомнить, что это напрямую связано с налогами.

Думаю, влияние спонсоров и олигархов на партии станет меньше, но одного закона недостаточно. Это — шаг вперед, но это еще далеко не разрыв связей между олигархами и партиями.

Если говорить о суме, которая решила бы эту проблему, то это 200-300 грн в год с каждого человека. Это при условии, что у нас есть сильный средний класс. Пока у нас нет такой возможности.  Многие считают, что есть другие приоритетные направления расходования государственных средств, но у нас получается замкнутый круг: нет денег на партии, поэтому нет эффективной власти, а нет эффективной власти — не закончим войну. Этот круг нужно размыкать, создавая другую систему госуправления.

*

Top