Hubs побеседовал с одним из претендентов на пост главы Киевской облгосадминистрации
Реформа государственной службы слегка приоткрыла завесу над процедурой назначения чиновников на высокие посты в госорганах. Уже прогремел скандал с отбором членов Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), когда благодаря видеотрансляции и публичности процесса общественность знала всех кандидатов: о том, как их отбирали, как проводили собеседование и как обсуждали кандидатуры. Полностью в публичной плоскости произошел и конфликт между членами отборочной комиссии, в результате которого они не смогли договориться по голосованию за кандидатов, в связи с чем запуск НАПК оказался под угрозой срыва.
Сегодня похожую процедуру проходят желающие занять должности государственной службы категории «А», к которой относятся и посты глав областных и районных госадминистраций. Теперь претендентов на эти должности, которых должен назначить Президент Украины, отбирают не вышестоящие чиновники единолично. Все желающие подают заявки на конкурс в Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы, их кандидатуры обнародуются, а процесс собеседования и экзаменации (которая проходит в несколько этапов: тестирование, ситуативные задания, собеседование) можно смотреть в прямой видеотрансляции через интернет. После окончания публичного конкурса победитель назначается на должность указом Президента Украины.
Сегодня, 10 октября, начался первый этап конкурса (тестирование) на замещение вакантной должности председателя Киевской государственной обладминистрации. Как сообщили в Нацагантстве Украины по вопросам государственной службы, на этот пост претендуют 20 кандидатов, среди которых есть народный депутат, а также главы пяти районных администраций, четыре из которых входят в Киевскую область (Вышгородской, Бориспольской, Васильковской и Киево-Святошинской), один глава горадминистрации, один председатель сельсовета, один судья, а также бизнесмены и некоторые другие чиновники.
В канун конкурса Hubs поговорил с одним из его участников — нынешним главой Вышгородской райгосадминистрации Александром Горганом. Напомним, что РБК—Украина и некоторые другие издания называли его в числе главных фаворитов конкурса. Разговор был о том, чем теперешняя процедура отбора кандидатов отличается от предыдущей, а также о насущных проблемах Киевщины, которые должен будет решить новый губернатор.
О конкурсах на должность
— Вы взошли на должность председателя Вышгородской райгосадминистрации по старой процедуре, когда президент единолично назначал на такие должности. Расскажите, как это происходило?
— Тогда я был депутатом Вышгородского горсовета и знал, что должность районного головы вакантна. Решил сам написать заявление, что хочу пробоваться на этот пост. Потом было сложно попасть на собеседование в главк Киевской ОГА к Владимиру Шандре, который должен был подать президенту представление кандидатуры на эту должность, но в конце концов меня пригласили на собеседование.
— Как оно проходило?
— Говорили долго, больше часа. Он расспрашивал о моей биографии, интересовался, как я буду вести себя в той или иной ситуации. Потом объяснил общие задания, которые предстоит решить на должности главы райадминистрации. После этого решил меня рекомендовать президенту.
— Были собеседования в Администрации Президента (АП)? Как они прошли?
— Да, были. И достаточно сложные. Меня собеседовали руководители структур, отвечающих за кадровые назначения.
— В АП были экзамены на знание законодательства, подобные тому, что проводят сейчас?
— Да, в АП я прошел конкурс на знание законодательства. Это было анкетирование и тестирование, но в письменной форме, а не на компьютере, как сейчас.
— Уровень сложности вопросов отличается от тех, которые предлагают сейчас на конкурсе?
— Конечно! Тогда вопросы были намного проще. Думаю, на них мог бы ответить любой образованный человек. Они не были глубокими, носили общий характер и не касались специфики госслужбы.
— Что именно спрашивали?
— Сколько депутатов в Верховной Раде? Каким является государственное устройство Украины? И тому подобное. Я успешно сдал и это тестирование. Потом был долгий период ожидания ответа, ведь я был не единственным претендентом.
— Вы знали ваших конкурентов?
— Нет. И как шла борьба между мной и ними, я тоже не знаю, и до сих пор не понял этого.
— Как проходил экзамен на знание законодательства в АП? Вы были одни или вместе с вами экзаменовали еще кого-то?
— Нет, я был один в кабинете. На входе забрали мобильный телефон и обыскали, чтобы у меня не было планшета или какого-нибудь еще вспомогательного устройства. Я сдавал тестирование сам.
— Изменилось ли что-то в системе назначения людей на высшие руководящие должности с внедрением новой системы отбора кандидатов?
— Безусловно! Во-первых, наконец-то появились настоящие и доступные «социальные лифты». Доверие к конкурсу, который проводится под бдительным взглядом общественности и СМИ, выше. Кроме того, первый этап конкурса — тестирование — нельзя оспорить, поскольку оно проводится автоматически, — нет возможности «подыграть» кому-нибудь. Это революция в части формирования кадровой составляющей формирования госаппарата.
— Но ведь все, в конце концов, решает последующее собеседование?!
— Однако до него еще надо дойти! То есть ответить на 400 достаточно сложных и порой узкоспециальных вопросов. Это очень отличается от экзамена в АП, который проводили раньше. Общей эрудиции здесь недостаточно. Там вопросы из категории: либо ты знаешь, либо — нет. Например: «Кем утверждается информационная и технологическая карточки административной услуги?» И какая бы ни была широкая эрудиция, ты не можешь ответить без специальной подготовки и определенного опыта. Угадать невозможно.
О планах реформ в Киевской области
— Почему хотите возглавить Киевскую область? Ведь это — очень сложный регион со множеством коррупционных и, в частности, земельных скандалов. У вас есть своя программа развития области, которую можете предложить людям?
— Некоторые кандидаты на должность главы Киевской облгосадминистрации сейчас публикуют свои программы развития региона. Но, на мой взгляд, этим они показывают, что просто не понимают, на какую должность идут. Председатель обладминистрации возглавляет исполнительную власть в регионе. И главное, что он должен делать, — это не писать собственную программу, а обеспечить исполнение существующих законов на территории вверенной ему области. Его главная задача — эффективно внедрять реформы и планы развития, которые генерирует высшее политическое руководство страны на уровне Президента, Кабмина и Верховной Рады, а также программы, утвержденные местным советом.
Глава ОГА — менеджер, который должен организовать интеграцию всех этих инициатив. А писать программы с политической составляющей — дело претендентов на политические должности. Им место в органах местного самоуправления или парламенте.
О децентрализации
— Как именно собираетесь внедрять утвержденную политиками программу социально-экономического и культурного развития Киевской области, если возглавите ее? Планы, которые утверждены президентом и правительством? Какие из ее пунктов, на ваш взгляд, наиболее важные?
— Есть определенный набор требований президента страны и правительства по реализации реформ на региональном уровне. Это — децентрализация власти, создание добровольных объединений территориальных общин. Киевская область очень серьезно отстает в этом вопросе.
— Но ведь в Киевской области как раз общины и протестуют против этого! Люди утверждают, что их объединяют насильно, не спросив, хотят ли они этого!
— Это саботаж со стороны заинтересованных региональных игроков. Многим местным депутатам разного уровня очень неудобно изменять сегодня формат своей деятельности. Им это совсем не нужно! Ведь формирование добровольных объединений общин – это новые выборы, изменение правил игры. А, значит, вполне возможно, что им придется уйти из власти, и они уже не смогут «кормиться» от привычных схем. Речь идет не только о местных депутатах и чиновниках, но также о некоторых главах местных советов и крупных бизнесменах. Эти люди незаконно пользуются землями, которые находятся за чертой населенных пунктов, и получают от этого сверхприбыль. Если произойдет децентрализация, все они лишатся своего привычного коррупционного источника дохода.
— Как планируете с этим бороться?
— В первую очередь системно разъяснять людям преимущества, которые получит их община от децентрализации. Будем рассказывать, как привлечь для развития громады локальные резервы, которые сейчас используются в интересах отдельных частных лиц.
— Что конкретно получат люди, которые добровольно объединятся в громады?
— Во-первых, гораздо больше денег в своем местном бюджете. Сегодня 60% от суммы налогов на доходы физлиц идут в районный бюджет. Но когда образуются громады, которые будут гораздо меньше любого района, эти деньги останутся в распоряжении местной общины. И распоряжаться ними будут депутаты из числа местных жителей общины, люди, которых там все знают, и которые подвержены влиянию местной общины куда больше, чем тот, кто сейчас заседает в районе. Также в общине останутся акцизы, налог на землю и другое недвижимое имущество, плюс довольно ощутимая финансовая поддержка из Государственного фонда регионального развития.
Еще пример: сейчас земли за пределами населенных пунктов раздаются решениями областного управления Госгеокадастра. Он раздает эти земли, не учитывая мнения и интересов общины. Но как только будет создана добровольная громада, все, что находится в пределах ее территории, поступит в юрисдикцию избранного совета общины. Ведь главная миссия реформы по децентрализации — приблизить местную власть к людям.
— Но как простым людям из общины влиять на депутатов, которых они избрали? Для этого есть реальные механизмы?
— Здесь действует механизм политической ответственности. Депутаты, которые не прислушиваются к мнению общины, не пекутся об ее интересах, просто не будут избраны на новый срок (четыре года — Ред.).
Об инвестициях и земле
— Сегодня много говорят о том, что на местах надо привлекать инвестиции. Одним из главных препятствий для этого называют невозможность свободно получить землю в регионах. Люди жалуются, что участки отдают за взятки и намеренно не проводят земельные аукционы. Что будете предпринимать в этом отношении, если возглавите Киевскую ОГА?
— Действительно земельный вопрос тесно связан с инвестициями, но при этом мало кто понимает, что земельные аукционы — не панацея. Когда вы выносите участок на аукцион, то не всегда можете повлиять на то, что завтра на ней будет, какие проблемы профиль нового объекта может принести жителям района? Например, в одном поселке Вышгородского района продали участок предприятию, которое сейчас занимается утилизацией использованных покрышек. Они говорят, что это абсолютно экологически чистое производство, а жители утверждают противоположное.
Но все же земля и низкая стоимость пользования участком, его географическое положение и наличие коммуникаций — главный актив, который сегодня Киевская область может предложить потенциальному инвестору. К сожалению, у нас нет обилия высококвалифицированной рабочей силы. Мы можем заинтересовать более низкой ценой и удобной логистикой.
— Какой здесь может быть выход? Как строить работу с потенциальными инвесторами?
— Местное самоуправление могло бы формировать для них определенные требования: к технологичности и экологичности будущего производства, количеству новых рабочих мест, глубине переработки сырья и т. д. Поэтому я поддерживаю создание и развитие индустриальных парков, их формирование через систему коммунальных предприятий, которые получают на себя эти участки и формируют на их базе инвестиционные лоты.
— В чем еще видите свои приоритеты на посту главы Киевской ОГА?
— Это ослабление бюрократического давления власти на бизнес, а также искоренение коррупции и практики необоснованных преференций. Особенно это касается сферы недропользования. Например, песок у нас продолжают мыть без разрешения, мимо бюджета и интересов общины. То же самое творится в водо- и лесопользовании.
— Какие новые источники пополнения местного бюджета сможете предложить?
— У Киевской области — мощный рекреационный потенциал. Самые крупные районы области — пригороды столицы, куда с удовольствием приезжают платежеспособные киевляне, которые любят активный и здоровый отдых. Киевская область должна создать все условия, чтобы эти люди могли получить то, за чем приехали, а областной бизнес — заработать и пополнить местный бюджет.
О безопасности
— Как оцениваете уровень преступности в Киевской области? В частности, его изменение после принятия так называемого закона Надежды Савченко, благодаря которому на волю вышло много криминальных элементов.
— Преступность у нас, к сожалению, стремительно растет, а власть не успевает эффективно реагировать на это. Это связано и с тем, что сейчас активно реформируются силовые ведомства, и с упомянутым вами «законом Савченко». Благодаря этому закону только в Киевской области освободили из тюрем около 350 человек, которые уже успели повторно совершить тяжелые и особо тяжелые преступления. В Вышгородском районе таких преступлений было совершено семь. Чтобы способствовать исправлению данной ситуации, Вышгородский райсовет утвердил программу выплаты денежного вознаграждения за успешное пресечение правонарушений.
Об энергетике и монополистах
— Чем собираетесь заняться в Киевской ОГА в энергетической сфере?
— Это усиление контроля над энергоснабжением общин (это касается и электро-, и тепло-, и газоснабжения). В этой сфере сегодня доминируют корпоративные интересы монополий. Это — серьезная проблема. Многие местные депутаты представляют интересы этих монополий, пренебрегая интересами простых людей.
— В чем видите основные нарушения со стороны монополистов на местах?
— Местные власти делают им очень много поблажек. Монополисты при этом безжалостно и цинично относятся к рядовым потребителям. Модернизируют свои сети на крайне несоразмерном уровне. Строительство новых сетей перекладывается на потребителей, которые вынуждены финансировать его, а потом построенную инфраструктуру бесплатно передавать монополисту на баланс.
Монополисты традиционно уклоняются от платы за землю, на которой стоят опорные конструкции сетей или другие объекты своей инфраструктуры. На большинство из этих участков в Киевской области монополисты до сих пор не оформили землеотводы и, соответственно, ничего не платят за пользование землей. Качество их услуг тоже не контролируется.
— Что будете делать со всем этим?
– Контролировать. Для этого в области есть соответствующие службы, но сейчас они бездействуют.
— Как заставите их «выйти из спячки»?
— Буду внедрять то, что сегодня прописано в законе. Есть конкретный механизм начисления штрафных санкций. Он просто не используется, потому что это многим неудобно. В этом отношении пора бескомпромиссно действовать по закону. Закон четко регламентирует большинство ситуаций, но, к сожалению, до сих пор его используют преимущественно, когда надо включить «режим репрессий» в отношении конкретного человека. Это избирательное использование законодательства, которое стало определенной нормой. От этого надо отказаться.
— Как планируете разбираться с системой субсидий для населения для оплаты энергоносителей? Эксперты часто говорят, что она малоэффективна, поскольку не стимулирует к тепломодернизации жилья?
— Здесь есть две стороны проблемы. Первая — у людей есть стереотип, что получить субсидию сложно и долго. Но это не так, процедуры сегодня максимально упрощены. Здесь надо просто лучше информировать людей.
А вот насчет стимулов к термомодернизации жилья вы правы. Деньги субсидий проходят сейчас мимо человека, он не может ими распоряжаться. Но, я думаю, что гораздо эффективнее было бы, чтобы люди сами распоряжались деньгами, которыми государство их субсидирует. Как вариант можно предложить монетизацию субсидий. Они могут получать их если не в наличной, то в безналичной форме — на свой личный счет.
Надо, чтобы люди сами могли решать, куда потратить деньги: оплатить отопление, газ и электричество или же утеплить свое жилье, модернизировать систему отопления в доме. Даже можно было бы разрешить, чтобы они тратили эти деньги на улучшение своего социального статуса.
— Каким образом?
— Если люди решат, что им лучше мерзнуть зимой, ходить в квартире в свитерах и шапках, а деньги от субсидии потратить, скажем, на обучение детей, на выплату кредита по строительству дома в сельской местности и так далее, то они должны иметь такую возможность. Тогда те же дети со временем смогут повысить благосостояние своих родителей. Но в таком случае с получивших субсидию будут спрашивать по всей форме за неуплату коммунальных платежей.
О борьбе с коррупцией
— Что считаете своим наибольшим достижением за время работы на посту председателя Вышгородской РГА?
— Команда администрации внедрила технологии, которые делают невозможным дерибан местного бюджета. Прежде всего, за счет прозрачности процедур принятия решений. Сегодня бюджет Вышгородского района выполняется на 168%. Деньги вкладываются в модернизацию социальной сферы и только на основе законных и прозрачных тендеров.
— Каким образом добились этого?
— Мы просто не выносим на рассмотрение райсовета проекты, в которых не можем контролировать расходование денег. Например, мы не можем этого делать при ремонте дорог, поэтому за полтора года моего пребывания на посту не поддержали ни одного такого проекта. Известно, что большая часть работ там относятся к скрытым, и у нас нет ни инструментов, ни экспертизы, чтобы проконтролировать, сколько они тратят материалов и топлива.
А вот приехать на ремонты и стройку, где технадзору и работникам администрации не составляет труда провести контрольные замеры, мы можем и делаем это. На каждый объект регулярно осуществляются инспекционные выезды, в том числе совместно с председателем и депутатами районного совета. В итоге в районе за полтора года капитально отремонтированы или реконструированы практически все объекты социальной сферы.