украинские банки

Сузить возможности или перевести в небанковские кредитно-финансовые организации

Национальный банк Украины (НБУ) отрапортовал, что на 1 сентября 2016 года ТОП-20 банков докапитализировались на 108 млрд грн. К концу этого года первая десятка банков должна выйти на 5% уровень достаточности капитала уже до конца этого года, а вторая десятка — до конца 2017 г.

Однако с мелкими банками дела обстоят не так радужно. Как сообщило издание «Фокус», эксперты прогнозируют, что до конца 2016 года с рынка могут уйти от 5 до 15 разных банков. А в начале лета зампредседателя НБУ Екатерина Рожкова в одном из своих интервью объявила, что в ближайшем будущем около 20 мелких банков могут быть проданы.

Еще до этого, в апреле, НБУ отодвинул сроки и смягчил требования по докапитализации банков, поскольку в 2016 году те не могут использовать для этих целей свою прибыль. Тем не мене, в середине августа стало известно, что шесть банков не смогли увеличить уставной капитал до 120 млн грн по состоянию на 17 июня 2016 года, как того требовал НБУ, и рискуют попасть в разряд проблемных. Среди неисправившихся называли «Мотор банк», «Земельный капитал», «Инвестбанк», «Регион-банк», «Кредит Оптима Банк» и «Украинский банк реконструкции и развития». Следующая контрольная дата — 11 июля 2017 года, когда банки должны увеличить капитал до 200 млн грн.

Автоматически зачислять в проблемные банки, размер уставного капитала которых не соответствует требованиям законодательства, в Национальном банке Украины пообещали еще весной, издав 30 мая постановление №336. Причины банкротства у каждого банка свои, но понятно, что уровень доверия к системе уже далеко не тот, что был раньше, да и бизнес несет в банки деньги не так активно, как это было до финансового кризиса.

Часть банков поспешила пожаловаться, что не может найти денег для докапитализации (как сообщает Независимая ассоциация банков Украины (НАБУ). По итогам первого полугодия 2016 года в Украине насчитывалось 70 действующих банков, уставный капитал которых меньше 500 млн грн, у большинства из них он был ниже 200 млн грн. Хотя, по сообщению НБУ, 17 из 22 малых банков требование регулятора выполнили, направив на увеличение капитала 731 млн грн.

Сузить и упростить

Чтобы облегчить жизнь мелким банкам, НАБУ разрабатывает законопроект, позволяющий небольшим банкам не увеличивать капитал. Ведь сберечь небольшие банки важно: они гибче, чем крупные, и могут быть полезны в небольших городах, которые большие банки не балуют вниманием. Бывает, что крупный банк не хочет возиться с клиентом, потому что не понимает специфики его работы и т.д.

«Посмотрите на банковскую систему США. В Америке из около 7600 банков только у 1800 уставной капитал превышает $300 миллионов. В Германии большое число таких себе «банчиков». Это нормальный путь развития. У нас в стране есть регионы, где крупные банки не особо хотят развиваться, а вот маленькие готовы там работать активно», — говорит экономист Виктор Лисицкий.

В качестве альтернативы увеличению капитала НАБУ предлагает перевести такие банки на банковские лицензии с ограниченным функционалом и узкой направленностью. Например, банк дает кредиты только малым и средним фермерам. И все свои бизнес-процессы затачивает строго под них. Соответственно, фермерам проще и удобнее пойти в этот банк, где сотрудники понимают специфику его бизнеса и потребности, нежели в любой другой универсальный банк и долго рассказывать, что ему нужно, почему и как быстро.

Речь идет о том, чтобы минимизировать риски, связанные с возможностью банкротства. В основном ограничения будут касается объема возможности привлечения депозитов или вообще запрета за привлечение депозитов от населения, по объему кредитного портфеля на одного контрагента.

«Во всех странах с развитым финансовым рынком наряду с универсальными банками присутствуют банки с определенными специализациями. Общий подход таков, что специализированный банк — это учреждение с меньшим, чем у универсального банка, объемом операций и рисков. Поэтому к таким банкам могут применяться меньшие требования, чем к универсальным, по размеру капитала», — прокомментировала ситуацию для Хабса исполнительный директор НАБУ Елена Коробкова.

Она приводит пример Швейцарии, где недавно были анонсированы планы по введению новой лицензионной категории для банков, сосредоточенных на финансовых технологиях. Согласно релизу местного регулятора — FINMA, минимальный капитал таких учреждений может составлять 300 тыс. швейцарских франков, что в перерасчете на гривну по официальному курсу НБУ составит около 7,9 млн грн. Условие такой лицензии — ограничение на привлечение депозитов и отказ от кредитования.

«В нынешних условиях, когда банки уже несколько лет подряд демонстрируют убытки, убедить акционеров еще больше инвестировать в капитал не так уж и просто. Тем более, если их бизнес-модель не требует столь высокого капитала и прогнозировать, когда вернутся вложенные деньги, достаточно тяжело», — добавила исполнительный директор НАБУ.

По замыслу НАБУ, специализация даст в первую очередь возможность сосредоточиться на отдельной рыночной нише, предлагая определенной группе клиентов лучшие условия обслуживания и гибко реагируя на их потребности. «Мотивом для клиента в этом случае является соотношение удобства и цены. В то же время высокая планка уставного капитала — это, скорее, барьер для выхода на рынок. Для покрытия рисков важна адекватность капитала, а не его абсолютный размер», — утверждает Коробкова.

По сути, речь идет о том, что у маленького банка должен быть и небольшой уставной капитал. И важно не гнаться за большим депозитными портфелями, а радоваться, когда есть стабильная операционная прибыль.

«Сегодня некоторые банки специализируются на обслуживании корпоративных клиентов, некоторые работают преимущественно с инвестиционными инструментами и на межбанковском рынке. Некоторые сосредоточены на развитии платежных сервисов или работают только в пределах 2-3 областей. Но почти все существующие в Украине банки, даже имея фактическую специализацию, развивались без формальных ограничений по видам и географии своей деятельности», — говорит она.

По ее словам, идея заключается в ограничении для банков с небольшим капиталом масштаба операций, которые несут наибольшие системные и социальные риски, например, риск «перекачивания» денег вкладчиков в бизнес акционеров банка. «По сути, достаточно ограничить возможность банка выдавать кредиты юридическим лицам или привлекать вклады населения, чтобы свести такой риск к минимуму», — уверяет Коробкова.

Однако развитие по пути специализации будет возможно только при наличии здоровой и прозрачной бизнес-модели. Качественная конкуренция в отдельных сегментах рынка при этом может заметно возрасти.

НАБУ подаст законопроект через профильный комитет Верховной Рады, как это делает постоянно. Ассоциация рассчитывает, что соответствующий законопроект появится в парламенте уже в начале осени. Хотя и нарекает на то, что финансовые законы в Украине принимаются медленно.

По-европейски не получится

Однако партнер юридической компании ICF Legal Service Наталия Ульянова сомневается, что специализированные банки будут в Украине функционировать так же, как и в Европе.

«Да, в Европе есть такие банки, но они зарабатывают на другом — просто хранят капитал (это гарантия сохранности и т.д., но не дивиденды). И портфель управления приносит им 3-4% годовых. Хотя овердрафт в таких банках есть. Они управляют деньгами, получая небольшой процент за операции без риска, но с гарантией сохранности. Наши граждане в такие банки деньги не понесут. Во всяком случае, пока не будет иностранного инвестора, простая переделка не поможет», — прокомментировала она Хабс.

Ульянова обращает внимание, что в Европе банки также вынуждают увеличивать уставной капитал. Это прописано в Международных стандартах финотчетности IFRS, которые содержат указания по классификации и оценке активов, включая убытки от обесценения, требования к классификации и оценке безнадежной задолженности. В 2019 году вступают в силу новые стандарты финансовой отчетности, которые требуют, чтобы резервы банка покрывали не только понесенные убытки, но и убытки, ожидаемые в будущем. «Речь идет о стандарте IFRS 9 «Финансовые инструменты». Он был принят в 2014 году, но еще не вступил в силу. В 2018-м он должен будет заменить требования МСФО 39 в части определения резерва», — объясняет Ульянова.

«Новые стандарты предполагают наличие более крупных резервов, страховки гипотетических рисков. Не все европейские банки способны придерживаться таких норм, поэтому часть из них уходит», — подчеркивает юрист.

Гендиректор лизинговой компании «ЭСКА Капитал» Антон Дядюра напоминает, что в Европейском Союзе, согласно директиве №575/2013 от 26 июня 2013 года, минимальный уставный капитал банков должен составлять не менее EUR5 млн. И отмечает при этом тенденцию к увеличению уставного капитала банков в соседних государствах. Так, Беларусь с этого года увеличивает требования к минимальному капиталу до $25 млн. В России планируют повысить его с эквивалента $4,6 млн до $15,5 млн. В Казахстане также растут требования со стороны регулятора, и с 2016 года минимальный уставный капитал должен быть не менее эквивалента $88 млн для универсальных банков и $29 млн для банков, не привлекающих денежные средства от физлиц.  В Армении с 1 января 2017 требования к капиталу банка увеличиваются с текущих $10 млн до  эквивалента более $63 млн. «На фоне этих данных текущие требования регулятора к минимальному капиталу банков  в Украине в размере 120 млн грн (около $4,5 млн)  и дальнейшее увеличение норматива до 500 млн (около $19 млн) к 2024 выглядят вполне адекватно», — говорит он.

По мнению гендиректора лизинговой компании «ЭСКА Капитал», мелкие банки, неспособные докапитализироваться, могут воспользоваться практикой белорусских соседей. «Есть отдельная категория субъектов хозяйственной деятельности, именуемая «небанковские кредитно-финансовые организации», и регулируемая Национальным Банком Республики Беларусь. Выделено три категории банковских операций, которые могут осуществлять эти организации и урегулированы требования к минимальному капиталу, в зависимости от перечня оказываемых услуг. Первая категория с минимальными требованиям в размере около $276 тыс. может заниматься расчетно-кассовым обслуживанием, валютно-обменными операциями, хранить документы и ценности, перевозить  наличные денежные средства. Вторая категория компаний с минимальным уставным капиталом в размере около $1,4 млн может вести счета и  привлекать денежные средства юрлиц, заниматься инкассацией наличных средств. Третья группа с требованием к капиталу не ниже $2,79 млн осуществляет операции факторинга, предоставляет банковские гарантии и  услуги по договору доверительного управления денежными средствами», — рассказал он Hubs.

Антон Дядюра говорит, что в Украине уже работают банки, которые имеют определенную специализацию: торговля валютой, работа на межбанке, инкассация, обслуживание денежных потоков собственников. У них есть минимальные объемы вкладов физических лиц и для них не составило бы труда перейти в категорию «небанковских кредитно-финансовых организаций», продолжить свою основную хоздеятельность, полностью отказавшись от привлечения денежных средств физических лиц.

«В свою очередь повышение требований к минимальному капиталу банков может заставить уйти с рынка мелкие банки, которые выступали «денежными пылесосами», привлекая депозиты физических лиц и финансируя в большей части бизнес акционеров банка под сомнительные залоги и с высоким риском невозврата», — прокомментировал Дядюра.

Сливать и поглощать

В свою очередь в НБУ считают, что выходом для небольших банков может стать слияние или привлечение новых инвесторов. Лишь бы банки, которые объединяются, имели прозрачную структуру собственности. Как говорилось выше, запредседателя НБУ Екатерина Рожкова анонсировала продажу мелких банков.

НБУ предложил концепцию по упрощению процедуры присоединения одного банка к другому. Ее ускорят: сообщение о проведении общего собрания акционеров для рассмотрения вопроса слияния можно будет объявлять не за месяц, а за пять дней, согласование в НБУ и Антимонопольном комитете займет лишь два дня и т.д.

Регулятор сообщал, что акционеры банков смогут выбрать модель определения цены: рыночная оценка или же договоренность сторон. «Если условная номинальная цена акций одного банка составляет 1 грн и второго – 1 грн, то их капиталы составляют 100 грн и 100 грн. И если признается, что справедливая стоимость равна номинальной, то капитал будет равен 200 грн, в котором каждый акционер получит по 50%. Но если было рассчитано, что рыночная цена одного банка 150 грн, то его собственник должен каким-то образом получить эти дополнительные 50 грн в качестве компенсации». Формирование капитала нового банка будет проходить по принципу «номинал плюс номинал. Вопрос справедливого присоединения будет решен путем компенсации или конвертации по рыночной цене», – объяснял заместитель главы НБУ Владислав Рашкован.

«Такая концепция не исключает существования специализированных банков, также как существование автобусов не исключает существование такси. Эти две концепции вообще никак не противоречат друг другу, а, наоборот, дают финансовому рынку больше возможностей для развития, став более гибким и устойчивым. Поэтому мы не просто не против, а даже за реализацию обеих концепций», — прокомментировала Hubs исполнительный директор НАБУ Елена Коробкова. И добавила, что о равноправном слиянии банков говорить не приходится, поскольку это подразумевает создание нового юридического лица с уставным капиталом уже не меньше 500 млн грн.

*

Top