Украина ждет от МВФ $17,5 млрд

Как Украина справляется с требованиями МВФ

Украина отстает от утвержденного с МВФ графика реформ. Но все не так уж плохо.

В пятницу миссия Международного валютного фонда, приехавшая для первого пересмотра программы расширенного финансирования (EFF), покинула Киев. Несмотря на ухудшение макроэкономических прогнозов для Украины, представители международной организации остались в целом довольны. «Все критерии эффективности реализации, установленные на конец марта, были выполнены, и все структурные маяки, которые должны были быть достигнуты весной, находятся в процессе выполнения, хотя некоторые – с задержкой», — заявил по итогам визита руководитель миссии Николай Георгиев. Теперь Киев и Вашингтон продолжат дискуссии на уровне экспертов. Окончательное решение о пересмотре программы и выделении второго транша совет директоров МВФ примет до конца июня.

Hubs выяснил, с какими требованиями фонда Киев справился вовремя, а с какими – нет. Главные задачи Украины МВФ назвал «структурными маяками». Их восемь, полностью или частично выполнено шесть. Дополнительных задач больше. Из шести самых важных решено четыре. Даже требования, по которым уже можно поставить «галочку», выполнялись с опозданием. И это — без учета невыполненных требований с размытыми сроками (например, отмена импортного сбора и снятие валютных и депозитных ограничений) и требований, которые необходимо реализовать до полного завершения первого пересмотра, то есть до конца июня (например, реструктуризация суверенного прямого и гарантированного долга).

Структурные маяки

Реформа ГФС

Не выполнено

План реформы ГФС еще до конца апреля должен был определить формат подотчетности ведомства Министерству финансов. Кроме того, ведомство должно было избавиться от избыточного количества региональных офисов и компьютеризировать таможенные системы. Но в конце февраля в службе разгорелся скандал, ее руководителя Игоря Билоуса в итоге уволили. Это застопорило реформу.

Разработать дорожную карту реформирования ведомства и реализовать программу премьер-министр Арсений Яценюк поручил уже новому руководителю ГФС Роману Насирову в день его назначения  — 5 мая. Насирову дали три месяца. А значит, реформа ГФС завершится, скорее всего, уже после окончания первой ревизии МВФ кредитной программы.

Сейчас обсуждается два ключевых варианта реформы. Один – сохранить ГФС отдельной структурой, которая будет отвечать перед Минфином. Другой вариант – превратить налоговую и таможенную службы в два отдельных департамента министерства. Также все еще пылятся в парламенте законопроекты о ликвидации налоговой милиции и превращении ГФС исключительно в сервисный орган, лишенный функций контроля и наказания, а также о создании Службы финансовых расследований.

Анализ фискальных рисков госпредприятий

Выполнено

Министерство экономического развития и торговли вместе с Минфином к концу апреля должны были оценить фискальные риски, связанные с управлением госпредприятиями. Нужно было определить 30 госкомпаний, которые грозят государству наибольшими рисками и реструктуризация которых должна быть в приоритете. С этой задачей министерства справились вовремя.

МЭРТ опубликовал отчет о сотне ключевых госпредприятий, на которые приходится 80% доходов и 90% активов всего госсектора страны. По оценкам министерства, в прошлом году бюджет потратил 2% ВВП на дотации госпредприятий, а с учетом непрямой поддержки НАК «Нафтогаза» — и все 6% ВВП.

Реформа госпредприятий

Выполнено

Правительство успело практически «запрыгнуть в последний вагон» и с утверждением стратегии реформирования госпредприятий. Кабмин должен был в марте провести инвентаризацию пятидесяти крупнейших компаний: оценить доходы и расходы, активы и пассивы, полученные бюджетные субсидии и уплаченные дивиденды. А затем — утвердить собственно стратегию реформирования госсобственности. С первым, по сути промежуточным, заданием он опоздал почти на два месяца, но со стратегией справился в срок – до конца весны. Оба документа правительство утвердило в конце мая.

Минэкономразвития в концепции описало подходы к повышению эффективности госкомпаний и их корпоратизации, а также отобрало для реструктуризации приоритетные госпредприятия, которые будут приватизированы в среднесрочной перспективе.

Реформа НБУ

Не выполнено

До конца апреля парламент должен был внести изменения в законодательство о Национальном банке. Во-первых, эти правки повысят качество управления центробанка. Правление НБУ, в котором останется всего шесть членов вместо нынешних одиннадцати, будет отвечать за формулирование и реализацию монетарной и валютной политики, а также банковского регулирования. А совет НБУ, количество членов которого уменьшится с 15 до девяти, будет отвечать за внутренний контроль и риск-менеджмент, а также за создание аудиторского комитета.

Во-вторых, регулятор станет более самостоятельным в принятии решений. Ни в совет, ни в правление НБУ не смогут попасть люди с конфликтом интересов, что ослабит внешнее влияние на политику центробанка.

В-третьих, Нацбанк должен стать финансово независимым. Для этого он получит право использовать полученную прибыль, которую до сих пор отправлял в госбюджет, в первую очередь для пополнения общих резервов, а уже оставшиеся деньги отдавать правительству. Благодаря этому регулятор сможет проводить необходимую монетарную политику без учета того, как она отразится на его доходах. Также парламент обязался на законодательном уровне запретить авансовые платежи Нацбанка в госбюджет, которые еще в прошлом году позволяли Минфину «корректировать» доходы и дефицит бюджета в соответствии с требованиями МВФ.

Это пожелание МВФ так и осталось невыполненным. Парламент не принял соответствующий законопроект не только до конца апреля, но и до конца весны. Документ был одобрен в первом чтении 22 мая и с тех пор дожидается второго.

Финансирование НАК «Нафтогаз»

Частично выполнено

В марте парламент должен был утвердить правки в действующее законодательство, которые помогли бы НАК «Нафтогаз» сократить нынешнюю дебиторскую задолженность (больше 2% ВВП на конец 2014 года).

Во-первых, нардепы должны были снять два моратория, которые защищали энергетические и другие компании от процедур принудительного взыскания. Однако парламент не поддержал инициативу и соответствующие законопроекты не приняты до сих пор.

Во-вторых, нужно было разрешить НАК отключать неплательщиков от газоснабжения. Депутаты, в конце концов, эту идею поддержали, но не в марте, а уже в мае. Теперь у НАК есть возможность отказывать в поставке газа компаниям-банкротам, а также продавать право требования по долгам за газ на аукционах.

Закон о рынке газа

Выполнено

В срок – до конца апреля – парламент успел принять закон о рынке газа. С 1 октября Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), прекратит устанавливать предельный уровень цен на газ, к которому сегодня привязан расчет рентных платежей. Также закон регламентирует доступ третьих сторон к газовой инфраструктуре страны.

Борьба с коррупцией

Частично выполнено

Правительство так и не успело выполнить все обещания, данные МВФ по поводу Национального антикоррупционного бюро, которое формально было создано еще в октябре прошлого года. Как и полагалось, в апреле НАБ получило директора – Артема Сытника. Правительство также обещало еще в апреле предоставить бюро «адекватный бюджет» и «безопасное и подходящее помещение» для центрального офиса. Финансирование для новосозданной структуры пока так и не было выделено, но киевскую прописку она все же получила в середине мая.

Повышение судебного сбора

Выполнено

Парламент должен был до конца мая принять правительственный законопроект об избирательном увеличении судебного сбора. Сделать это успели 22 мая. Частичное повышение сбора поможет удвоить доходы государства от судебного сбора в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, в течение следующих 12 месяцев.

Другие задачи

Ограничение кредитования инсайдеров

Выполнено

Кредитование связанных лиц напрямую в Украине и до этого было разрешено в пределах, установленных Нацбанком, — не более 5% уставного капитала на одного инсайдера и не более 30% уставного капитала на группу инсайдеров. Но банки легко обходили это ограничение с помощью опосредствованного кредитования, через формально несвязанные компании или лица, или «транзитом» через другие банки.

Парламент принял законы об усилении  ответственности связанных с банком лиц. Среди прочего законы расширили определение «связанных лиц», обязали информировать о них НБУ и запретили косвенное кредитование инсайдеров. А в мае Нацбанк установил новый лимит на кредиты инсайдерам – чистая сумма задолженности всех таких клиентов перед банком не может превышать  25% регуляторного капитала финучреждения.

Раскрытие информации банками

Частично выполнено

Десять крупнейших частных банков должны были до конца мая отчитаться перед Нацбанком о связанных лицах в определении нового законодательства. Это требование также было выполнено, правда, в немного откорректированной версии. Нацбанк позволил финучреждениям, причем не только крупным, но и всем остальным, подать обновленную структуру собственности до 8 июня. По состоянию на 2 июня это сделали уже полтора десятка банков.

Независимый аудит НАК «Нафтогаз»

Выполнено

До конца марта, как и предписывалось, был проведен аудит консолидированной финансовой отчетности НАК за 2012-2103 гг. в соответствии с международными стандартами. Им занималась аудиторская компания Deloitte, которая также сейчас проводит аудит госкомпании за 2014 г. и за первый квартал 2015-го.

Защита инвесторов

Выполнено

С опозданием всего на неделю парламент выполнил еще одно требование МВФ – принял закон о защите прав инвесторов, который нужно было одобрить до конца марта. Как и было обещано, закон ввел понятие производного иска, что позволяет миноритариям, владеющим в сумме 5% акций, подать иск против менеджмента компании о возмещении убытков. Кроме того, он  ввел институт независимых директоров, а также материальную ответственность должностных лиц перед акционерным обществом за убытки, причиненные их действиями или бездеятельностью.

Реформа здравоохранения

Не выполнено

«Неуд» получило Министерство здравоохранения. Ведомство должно было еще в марте внести в парламент ряд законопроектов по реформе здравоохранения. В частности, предусматривался новый подход к финансированию больниц, при котором оплачивались бы не койко-места, а услуги. Также медицинские учреждения получили бы возможность самостоятельно зарабатывать деньги, например, за счет сдачи в аренду пустующих помещений и предоставления пациентам дополнительных услуг. Требовалось также изменение системы госзакупок лекарств и медицинских товаров через процедуру прямых многолетних закупок с участием организаций ООН.

Однако министерство каждый раз сдвигало сроки. Еще в середине апреля министр здравоохранения Александр Квиташвили обещал предложить на рассмотрение нардепов изменения  семь законопроектов в ближайшее время и в случае их принятия запустить реформу с 1 июня. Но документы до парламента так и не добрались. Только в конце мая Минздрав презентовал Кабмину полный пакет законопроектов, и в начале июня премьер отвел Квиташвили на реформу еще три месяца.

Образовательная реформа

Не выполнено

Еще один «двоечник» – Министерство образования. За три весенние месяца чиновники не успели подать на рассмотрение парламента законопроекты для реформы образования. В ходе реформы предусмотрено следующее: сокращение числа общеобразовательных средних школ на 5%, уменьшение госзаказа на подготовку специалистов, оптимизацию сети профучилищ. Ожидалось, парламент успеет принять новый закон об образовании еще до начала нового учебного года. Но документ все еще не поступил в Верховную Раду – нардепы ожидают его до конца месяца.

*

Top