Украина и Европа оказались не готовы к подписанию соглашения о едином авиапространстве.
Намеченное на 14 марта подписание соглашения о едином авиационном пространстве между Украиной и Евросоюзом откладывается. Инициаторами отсрочки официально выступают европейцы. Но сторонники пересмотра уже закрепленных ранее договоренностей нашлись и в Украине. Прежде всего, задержка выгодна МАУ, реальным владельцем которой называют украинского миллиардера Игоря Коломойского.
Европроблемы
«Сегодня Европейская комиссия отмечает невозможность подписания Соглашения о едином авиационном пространстве 14 марта 2014 года», – объявила в среду вечером пресс-служба Министерства инфраструктуры Украины.
Как стало известно Hubs, обращение об отказе подписать соглашение в запланированные сроки поступило в Госавиаслужбу еще 5 марта. В распоряжении редакции оказалось письмо главы Представительства Украины в ЕС в адрес Министерства иностранных дел. Из него следует, что внутреннее согласование текста документа затормозили трения между Испанией и Великобританией «в контексте проблемы Гибралтара». Другими словами, европейцы не смогли между собой договориться о формулировках относительно территорий, на которые распространяется договор с Украиной.
Текст соглашения о едином авиационном пространстве был парафирован Украиной и ЕС 29 ноября на саммите в Вильнюсе. «После парафирования текста в него нельзя вносить изменения», – отмечает глава Центра экономического и политического анализа Александр Кава. В марте планировалось окончательное подписание соглашения.
До сих пор на авиарынке существовали ограничения: количество полетов и список компаний утверждались межправительственными соглашениями между Украиной и странами ЕС.
Внутренние трудности
Впрочем, и без отказа европейской стороны соглашение могло быть не подписано или же подписано с поправками. Причина — неравные условия для украинских и зарубежных перевозчиков, считают представители украинских авиационных профсоюзов.
11 марта состоялся закрытый круглый стол, в котором участвовали представители Госавиаслужбы, комитета Верховной Рады по регуляторной политике, крупнейших украинских авиакомпаний и профсоюзных организаций.
В соответствии с текстом договора украинские компании получали возможность свободно летать в страны ЕС. А европейские – летать и между украинскими городами, например, по маршрутам Киев-Донецк или Киев-Харьков, рассказывает представитель профсоюза Ассоциации летного состава гражданской авиации Украины Вениамин Тимошенко.
Кроме того, в Украине нет ускоренного принятия регламентов и директив ЕС, которые надо внедрить после подписания соглашений, добавляет исполнительный директор Всеукраинского профсоюза пилотов Алексей Капустинский.
Один из участников «круглого стола» рассказал Hubs, что текстом соглашения были недовольны и в МАУ – крупнейшей украинской авиакомпании. «Соглашением предусмотрены неравные условия для выдачи слотов в аэропортах», – описывает он суть ее претензий. В МАУ к моменту публикации не прокомментировали запрос Hubs.
«Мы два с половиной часа им объясняли, что европейские нормы выгодны для украинских компаний и их сотрудников, – рассказал Hubs один из руководителей Госавиаслужбы. – Но что они в итоге решили, не знаем».
Капустинский утверждает, что в нынешнем виде такое соглашение заведомо создает преференции иностранным перевозчикам и лоукостам. «Мы предлагали подписать соглашение, но с оговорками», – говорит он. По его словам, авиаторы решили написать письмо министру инфраструктуры, чтобы он учел их требования при подписании документа.
Срыв соглашения выгоден украинским перевозчикам — в первую очередьМАУ и «бюджетной» авиакомпании «Визз Эйр Украина». Крупные национальные европейские компании и так летают в Украину по межправительственным соглашениям, а отечественные авиакомпании берут, как правило, минимум вдвое дороже за билеты на внутренние рейсы.
«Если сюда зайдут европейские лоукосты, они попросту вытеснят все украинские авиакомпании с рынка, а мы потеряем рабочие места», – признает Тимошенко.
Пример работы авиарынка в условиях открытого неба можно проследить на самом популярном маршруте из Украины. В начале 2013 года Украина и Россия договорились снять ограничения на полеты и «открыть небо» между Киевом и Москвой. В результате МАУ за год сократило количество рейсов с 49 до 14 в неделю, хотя остальные перевозчики, наоборот, нарастили пассажиропоток, — отмечает Кава.
Когда соглашение будет подписано, никто не берется прогнозировать. «В Европейской комиссии отмечают, что сейчас принимаются меры об ускорении процесса, и сразу после его завершения Украине предложат возможные сроки подписания Соглашения о Едином авиационном пространстве», – сообщает Мининфраструктуры.
*Уже с началом летней навигации 2015-го авиакомпании могли бы свободно летать между Украиной и Европой, прогнозировал в начале года глава Госавиаслужбы Анатолий Колесник. Теперь же «свободное небо» для украинцев становится еще более далеким.
*абзац обновлен по техническим причинам
Українським авіакомпаніям треба ставати краще а не постійно боятися, що лоукости відберуть у них пасажирів.
>Уже с началом летней авиации – 1 апреля
>Но очевидно, что новые правила не начнут действовать до начала зимней авиации.
В этом контексте не «авиация», а «навигация».
Саме через забаганки коломойського українці їдуть автобусом до Польці і звідтам летять вдвічі, тричі дешевше..
Теж саме було в Ізраїлі майже рік тому. Національним компаніям завжди немає ніякої вигоди від цього. Тільки потрібно змінюватись, ставати бистріше і модерніше.
Теж саме було в Ізраїлі майже рік тому. Національним компаніям завжди немає ніякої вигоди від цього.