Стартап eda.ua: создать рынок и лидировать на нём

Сервис-агрегатор онлайн-заказов еды демонстрирует 20%-ный ежемесячный рост

Рынок

В последние годы рынок онлайн-заказов еды на дом или в офис показывает устойчивые темпы роста, несмотря на общую стагнацию ресторанного рынка Украины. За 2015 год объем классического ресторанного рынка в долларовом исчислении сократился на 50%, чего не скажешь о сервисах онлайн-заказов. Так, сервис eda.ua, являющийся одним из лидеров сегмента, увеличил число заказов в пять раз за это же время.

По словам генерального директора онлайн-сервиса eda.ua Евгения Казанцева, ежемесячно компания демонстрирует 20%-ный прирост числа заказов. Рост может быть и значительнее, но проблема в эффекте новизны: многие украинцы пока ещё больше доверяют собственным службам доставки ресторанов. Тем не менее, агрегаторы играют всё более значимую роль, своей деятельностью перераспределяя силы на ресторанном рынке страны.

Увеличивается также и средний чек онлайн-стартапов. Если в 2014 году один пользователь в среднем заказывал на 200-250 грн, то в 2015 средняя сумма заказа увеличилась до 300-320 грн. В регионах, как правило, средний чек на 15-25% ниже, чем в Киеве. Несмотря на то, что на размер среднего чека повлияло подорожание блюд в ресторанах, в eda.ua утверждают, что также увеличилось количество позиций, в среднем приходящихся на один заказ.

В рейтинге заказываемых блюд особенных изменений нет: лидируют пицца и суши, остальные участники пока лишь сезонно меняются местами. По данным агрегаторов, появляется спрос на блюда новых кухонь: украинцы распробовали острую мексиканскую кухню и всё чаще заказывают тако, буррито и кесадилью. Уверенно держит позиции азиатская кухня (лапша и рис с наполнителями), также растет популярность бургеров.

Информация предоставлена командой eda.ua

Информация предоставлена командой eda.ua

Перспективы

Привычка заказывать еду напрямую в ресторанах является крупнейшей проблемой и наибольшим вызовом для сервисов-агрегаторов. Если маркетинговые усилия по привлечению такого клиента успешны, то пользователь остается с сервисом и начинает экспериментировать с кухнями, ресторанами и блюдами. Для более массового охвата в стартапе решили не ограничиваться онлайн-активностями, а выйти в оффлайн.

К тому же потенциальных клиентов, в силу неразвитости рынка, приходится обучать, спокойно и последовательно отвечая на его вопросы. В первую очередь приходится рассказывать, что сам сервис не зарабатывает на наценке. По словам команды eda.ua, это – самый сложный момент: доказать, что речь идет не о «бесплатном сыре».

На самом деле сервис берет комиссию с ресторана после оформления реального заказа еды. Также клиенту необходимо объяснить, что пользоваться единым сервисом удобно и экономно. Не меньшее количество проблем возникает и с самими ресторанами: каждому партнеру, — рассказывает Евгений Казанцев, — приходилось объяснять бизнес-модель, четко объяснять, что к чему.

Приходится команде также разрабатывать индивидуальные решения. Так случилось, например, с популярным  баром «Гадкий койот». Рассказывает Евгений Казанцев: «Расширяя географию нашего присутствия в пределах столицы, есть ряд заведений, где появилась возможность с помощью планшета со встроенным приложением eda.ua заказать быструю доставку. Например, не так давно мы начали сотрудничество с баром «Гадкий койот». Как известно, у заведения нет своей кухни, и оно специализируется только на алкогольных напитках. Мы решили эту проблему. Теперь, сказав официанту, что вы голодны, вам дают планшет для заказа еды с выбором кухни: пицца, суши, азиатская еда и т. д.»

Сложности не останавливают команду проекта: на первое полугодие запланирован ряд серьезных активностей, среди которых – увеличение числа партнерских ресторанов до 1000, подключение к сервису четырех новых городов (названия пока держатся в секрете), а также – обновление стартовой страницы сервиса, улучшение пользовательского опыта.

Инвестиции

Средства на создание и развитие проект eda.ua получил от инвестиционной компании Chernovetsky Investment Group. Как вспоминает Евгений Казанцев, он проанализировал зарубежный опыт, изучил украинский рынок и учел особенности отечественного менталитета, после чего разработал детализированный бизнес-план. Успешная защита плана позволила привлечь средства на создание и развитие проекта.

В инвестиционной компании сотрудничеством довольны, в проект продолжают верить. Как рассказал Hubs управляющий партнер Chernovetskyi Investment Group Владимир Кривко, компании удалось очень вовремя уловить тренд, который получил серьезное развитие.

Владимир Кривко, управляющий партнер CIG

Владимир Кривко, управляющий партнер CIG

 «Мы постоянно анализируем рынок и видим, что в Украине появляются новые агрегаторы, но из-за того, что им трудно конкурировать с двумя сильными игроками, они сравнительно быстро закрываются. Это, в первую очередь, связано с той планкой, которую держат лидеры, угнаться за которыми очень сложно. Да и требования у современных потребителей намного выше, чем еще 2 года назад. Клиенты хотят высочайшего сервиса за разумные деньги, а такое может предложить только сильный и эффективный проект. Сегодня я со 100% уверенностью могу сказать: проинвестированный нами проект eda.ua  таковым и является, что не может не радовать нас как инвестора, — рассказывает Владимир Кривко.

Конкурентов инвесторы и создатели проекта не боятся. Скорее, ждут новых конкурентов и их новых решений.

«Место для конкуренции на рынке есть всегда, это золотое правило, каждый имеет право на жизнь и свое место под солнцем. Без сомнений, проекты будут появляться и исчезать, но лично я вижу в этом только позитив. Это эволюция, в процессе которой формируется такой молодой для Украины рынок. Я думаю, что новый игрок на нашем рынке может набрать популярность и побороться за свою долю, только если привлечет большие инвестиции (речь идет о нескольких миллионах долларов) и предложит нечто новое и востребованное для своего клиента», — говорит управляющий партнер Chernovetskyi Investment Group.

В инвестиционной компании смогли выделить ряд моментов, которые являются неоспоримыми выгодами проекта, и поделились с читателями Hubs.

«Если Вы спросите, как стать лидером, я отвечу просто: нужно всегда идти в ногу со временем, а в отдельных моментах и опережать его. Лидером стать сложно, но лидером быть – еще сложнее, поскольку удержание самого лидерства требует небывалых усилий и сильной команды профессионалов.

В первую очередь сервис заказа еды с доставкой должен быть доступным везде и всегда. Речь идет о мобильных приложениях, с помощью которых процесс заказа и доставки упрощается и становится в разы быстрее.

Второе, это персонифицирование контента. Сегодня мы понимаем, что для движения вперед одного «личного кабинета» мало. Сервис должен быть умным, т. е.: распознавать клиентов, их вкусы и предпочтения, формировать предложения, сопоставляя все это с привычками, образом жизни, физиологическим состоянием, событиями в жизни каждого отдельного человека.

И третье, это, конечно же, правильная маркетинговая стратегия с адекватными рынку рекламными бюджетами. В условиях украинского рынка, где направление онлайн-заказа еды только набирает обороты, очень важно не просто продвигать сервис как бренд, а вкладывать ресурсы в образование потребителей. Основная задача — донести до людей, что заказ еды с доставкой из ресторана – это сервис не только для обеспеченных людей, но и для каждого украинца», — говорит Владимир Кривко.

Ранее Hubs начал публикацию серии материалов о стартапе в сфере «уличной еды» — «Томато пицца на дровах».

*

Top